ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Бухгалтер получает откаты от должников


В данной статье мы рассмотрим вид бухгалтерских злоупотреблений, который нередко встречается на предприятиях, имеющих большое количество покупателей или заказчиков (от 100 до нескольких тысяч и больше). Характерный пример — фирма, занимающаяся средне- и мелкооптовой торговлей товарами народного потребления (продукты питания, парфюмерия, бытовая химия, книги, одежда, обувь — т.е. все, что продается в магазинах), которая работает непосредственно с предприятиями розничной торговой сети. Причем товар покупателям отпускается не на условиях предоплаты, а с отсрочкой платежа (например, 5, 10 или 15 банковских дней, или по мере реализации, и т.д.).

Не секрет, что далеко не все покупатели строго выполняют договорные обязательства и рассчитываются с поставщиком вовремя. При этом всей информацией о задолженности владеет только бухгалтерия. И здесь открывается широкое поле для злоупотреблений.
Например, фирма «Рога и копыта» задолжала вашей фирме некую сумму, причем в ближайшее время погасить ее не сможет. Работник бухгалтерии вашей фирмы (это может быть как главный бухгалтер, так и бухгалтер по расчетам с контрагентами) связывается с бухгалтерией либо руководством должника и требует погасить задолженность. При этом он сообщает, что при невыполнении этого требования о ситуации будет доложено руководству, и не исключено, что задолженность будет взыскиваться в судебном порядке.

В ответ представитель фирмы «Рога и копыта» предлагает вашему бухгалтеру лично встретиться и обсудить ситуацию. На этой встрече вашему бухгалтеру делают предложение, от которого ему трудно отказаться. А именно: он не предпринимает никаких действий по взысканию задолженности в течение определенного времени (например, 3 месяца), и за это ему будет выплачиваться своего рода «пеня», разумеется — строго конфиденциально и неофициально. Размер «пени» может варьироваться от специфики конкретной ситуации (размер задолженности, жадность бухгалтера-«оборотня», финансовые возможности должника, и др.).
Например, если задолженность составляет 1000 долларов США, то за каждый рабочий день просрочки бухгалтеру вполне могут предложить 0,3% от этой суммы, т.е. 3 доллара в день. Если считать, что в месяце 20 рабочих дней, то за месяц это составит 60 долларов США, а за три месяца — 180 долларов США. Неплохая прибавка за ничегонеделание, не правда ли? Все это время деньгами вашей фирмы будет распоряжаться кто-то другой, а бухгалтер за свое преступно-молчаливое согласие будет получать наличные деньги. По истечении этого срока должник тихо-мирно погашает задолженность (в противном случае его договоренность с бухгалтером может быть «пролонгирована»), и вся эта история остается незамеченной руководством.

Следует отметить, что формы выплаты вознаграждения вашему бухгалтеру со стороны фирмы-должника могут быть не только денежными, но и иметь, так сказать, натуральное выражение, в зависимости от возможностей должника. Это может быть, например, 2 канистры бензина ежемесячно (если, конечно, у вашего бухгалтера есть автомобиль), или кирпич для дачи, или устройство его сына в институт, и т.д. Поэтому каждый руководитель должен хотя бы в общих чертах владеть ситуацией о задолженности (досконально все знать при большом количестве клиентов невозможно, да и не нужно) и знать своих проблемных клиентов (т.е. тех, кто часто оплачивает полученные товары либо услуги с опозданием). Периодически рекомендуется устраивать бухгалтеру по расчетам либо главному бухгалтеру выборочные проверки: например, попросить предоставить полную информацию о расчетах с проблемными клиентами (либо конкретно назвать клиентов), с указанием размера общей и просроченной задолженности, причинах возникновения просроченной задолженности и предполагаемых сроках погашения. Если выяснится, что бухгалтер своевременно не предпринял никаких мер по погашению просроченной задолженности (в частности, не довел информацию о возникновении такой задолженности до руководства), то к этому следует отнестись со всей внимательностью и строгостью.

Еще лучше в приказном порядке обязать бухгалтера докладывать вам о просроченной задолженности в день ее возникновения. Это позволит вам постоянно контролировать состояние расчетов с проблемными клиентами. А бухгалтеру впоследствии будет невозможно скрывать просроченную задолженность с целью получения личной выгоды, если эта задолженность находится на контроле у руководства.