ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Бухгалтер ворует безналичные деньги


Если предприятие регулярно проводит большое количество платежей, и при этом директор не всегда может своевременно отслеживать эти платежи, то бухгалтер тайком от него имеет возможность изредка переводить относительно небольшую сумму денег на тот или иной счет, с которого у него есть возможность быстро получить их в наличном виде. Обычно такой платеж осторожный бухгалтер будет делать не чаще, чем раз в месяц, причем по возможности в то время, когда директор находится, например, в командировке.

Для осуществления такой операции бухгалтеру требуется сообщник, который укажет счет для перевода денег и поможет впоследствии их обналичить. Однако, как известно, просто так деньги никто не переведет — нужно соответствующее обоснование платежа: оплата за товар, или за предоставленные услуги, или за посещение семинара, или предоставление займа, и др. Как правило, опытный бухгалтер оформит все надлежащие документы в соответствии с действующим законодательством — будет и договор, и счет-фактура, и накладная (если оплата производится якобы за товар) либо акт выполненных работ или оказанных услуг (если оплата производится за услуги), и т.д. Все эти нюансы обсуждаются с сообщником, документы тоже оформляются с его помощью.

В большинстве случаев подобные платежи проводятся якобы за оказанные услуги — ведь это проверить сложнее, чем, например, товар, который должен быть оприходован и который можно увидеть воочию. Обычно оплачиваются какие-то абстрактные услуги: маркетинговые услуги, консультационные услуги, услуги по обслуживанию оргтехники (например, уничтожение компьютерных вирусов), и т.п.

Когда предприятие регулярно проводит большое количество крупных платежей (например, рассчитывается с большим количеством поставщиков), то легко не заметить в их объеме какой-то незначительный платеж, например, на 1 000 рублей, за какие-нибудь услуги. А если директор и обратит на него внимание, то бухгалтер тут же выдаст ему заготовленный заранее ответ (например, «возникли проблемы с компьютером, пришлось вызывать специалиста», или «тут вышли изменения по НДС, надо посетить платный семинар»).
Разумеется, директора волнуют в первую очередь крупные и средние платежи, а подобная «мелочь» нередко остается на усмотрение главного бухгалтера, чем он вполне может периодически воспользоваться.