ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

«Ошибка резидента», или Борьба с промышленным шпионажем


В условиях развития рыночной экономики все большее распространение получает такое явление, как промышленный шпионаж. От деятельности промышленных шпионов страдают многие предприятия, и самое обидное, что нынешняя законодательная база не предоставляет практически никакой возможности для борьбы с данным явлением. Как же быть руководителю предприятия при приеме на работу новых сотрудников — не подозревать же всех подряд в нечистоплотности и ведении двойной игры?

В данной статье мы узнаем, каким образом можно по первым шагам нового сотрудника распознать в нем промышленного шпиона, и как его быстро и безболезненно «обезвредить».

Как распознать «засланного казачка»?
Итак, после долгих и настойчивых поисков вы, кажется, нашли подходящего человека на замещение имеющейся вакантной должности: он опытен, уверен в себе, не слишком требователен к заработной плате, имеет хорошие рекомендации. Но как узнать — не является ли этот человек «засланным казачком», работающим на конкурента?

Много полезной информации о первых шагах работника на новом месте можно получить у своих же сотрудников. Можно попросить, например, кого-то из них понаблюдать за поведением новичка, за процессом его адаптации в коллективе, за интересами и пристрастиями, и т.д.

Зачем это нужно? Дело в том, что на этапах подбора персонала трудно определить, является ли тот или иной кандидат «засланным казачком» — ведь наверняка репутация у него будет близка к безупречной (она могла бы быть вообще безупречной, но такие кандидаты могут вызывать подозрения), а якобы последний работодатель кандидата, на деле являющийся его куратором, даст ему самые положительные характеристики («нам так жаль, что он ушел из нашей компании», «вам повезло, что у вас есть такой кандидат», «профессионал своего дела, честен, порядочен», и т.д.).

На что же следует обратить внимание при таком наблюдении?
В первую очередь это — повышенная любознательность, проявляемая новым сотрудником. Конечно, любой новичок будет задавать вопросы, интересоваться теми или иными нюансами, но они не должны выходить за пределы его компетенции. Например, если человек принят на должность бухгалтера по основным средствам в компанию, являющуюся разработчиком программного обеспечения, то его никак не должны интересовать исходные тексты программ, выпускаемых компанией, аппаратные ключи и прочие средства защиты программного обеспечения, а также — размеры заработных плат коллег по работе и объемы выплат, выдаваемых сотрудникам «в конвертах».
Рекомендуется обратить внимание на то, чем увлекается и интересуется новый сотрудник. Если, например, на собеседовании он сказал, что любит заниматься спортом, а после работы идет не в спортзал, а «попить пивка с друзьями», — значит, человек явно лукавил, и есть основания усомниться в его искренности.

Не будет лишним проверять входящую и исходящую электронную корреспонденцию нового сотрудника. Конечно, это занятие не из приятных, но чего не сделаешь во имя корпоративной безопасности? Для этой цели нужно «вступить в преступный сговор» с системным администратором и попросить его о том, чтобы он сохранял для вас все получаемые и отправляемые новым сотрудником сообщения электронной почты. Причем рекомендуется просматривать абсолютно все сообщения, включая те, которые с виду являются вполне безобидными — не исключено, что после нескольких ничем не примечательных строк вроде «Здравствуй, дорогая! Я так соскучился» и т.д. будет завуалирован текст вроде «исходники вышлю через пару дней» либо «информацию о зарплатах сотрудников планирую выведать на ближайшей корпоративной вечеринке».

Также рекомендуется обратить внимание на то, с кем из коллектива предпочитает общаться новый сотрудник.
Обычно новые сотрудники в первую очередь сближаются с коллегами, занимающими аналогичные должности в компании, а не с руководством либо подчиненными. Например, менеджер будет чаще общаться с другим менеджером, с бухгалтером, с экономистом, и т.д., и это естественно: у сотрудников одного звена обычно больше общих интересов, как по работе, так и на другие темы.
Но если, например, рядовой менеджер либо экономист настойчиво ищет контакта с главным бухгалтером, финансовым директором, начальником отдела разработки программного обеспечения и т.п., игнорируя при этом сотрудников своего уровня — это должно насторожить.
Не исключено, что это обусловлено какими-либо шпионскими побуждениями. Но даже если это не так, то к такому сотруднику все равно следует присмотреться повнимательнее: возможно, он обыкновенный подхалим либо карьерист.

«Судьба резидента», или Что делать с разоблаченным шпионом?


Как правильнее поступить, если выяснилось, что принятый на работу сотрудник — «агент вражеской разведки», иначе говоря — промышленный шпион?
У большинства руководителей в данном случае возникнет одно желание — объявить перед трудовым коллективом, кем на самом деле является этот новый сотрудник (разумеется, в присутствии самого «виновника торжества»), и уволить в кратчайшие сроки, желательно — с какой-нибудь негативной записью в трудовой книжке. Однако при этом нужно учитывать следующее: подобные «работники» нередко имеют несколько трудовых книжек (в настоящее время это проблем не составляет — бланки трудовых книжек чуть ли не в открытую продаются на рынках), поэтому негативная запись вряд ли сможет серьезно навредить промышленному шпиону.

А вот, не поленившись, разослать информацию о таком «работнике» в кадровые агентства — это вполне разумно. Также можно распространить ее иными способами — например, среди своих знакомых, среди знакомых сотрудников, путем публикации соответствующих объявлений в Интернете (правда, на большинстве порталов такие объявления будут через некоторое время удалены администраторами, но какое-то время они там побудут, и кто-то их прочитает).

Если же не поддаваться эмоциям, то из сложившейся ситуации можно попытаться извлечь свою выгоду. Например, можно попробовать «перевербовать» промышленного агента, заставив его работать на себя. В данном случае можно использовать два основных рычага влияния на человека: запугивание и подкуп.
В первом случае можно пригрозить, что ваших возможностей вполне достаточно для того, чтобы этого человека никто больше не взял на работу на должность выше дворника, что вы расскажете о нем всем кадровым агентствам, что его можно привлечь к уголовной ответственности за использование одновременно нескольких трудовых книжек (подделка документов), что его деструктивные действия привели к огромным убыткам компании и вы подадите на него в суд, и т.д. Перед беседой нужно хорошо подумать, какими именно фактами можно оперировать с данным человеком, чего он может испугаться, а чего — нет. Может, вы вспомните, что на корпоративной вечеринке он появился с барышней по имени Светлана, хотя его супругу зовут, например, Валентина? В этом случае вполне можно ему сказать, что вы пригласите его жену, и данный факт в ее присутствии с удовольствием подтвердят сотрудники, которые также были на вечеринке. А в качестве подтверждения вы можете продемонстрировать несчастной Валентине несколько фотографий с того самого праздника, на которых незадачливый шпион запечатлен с коварной разлучницей.

Однако есть люди, запугать которых очень сложно; как правило, такому рычагу воздействия подвергаются в основном люди малоопытные. Что же касается «продвинутых» промышленных шпионов, то они, во-первых, почти не совершают ошибок, которые могут послужить поводом для возможного запугивания, а если совершают их — то заранее готовы к последствиям.
Поэтому, если метод запугивания конкретного человека не дает положительного результата, то имеет смысл прибегнуть к другому рычагу воздействия — деньгам.

Как говорил Остап Бендер: «Деньги — самое верное. Но денег мало». В этой фразе — и преимущества, и недостатки данного рычага воздействия. Заранее подумайте, какую максимальную сумму вы можете ему предложить, и разделите ее на два. То, что получилось, предлагайте сразу и решительно: как правило, промышленный шпион — человек деловой, любит четкость и конкретность. Ну а дальше — все зависит от конкретного человека.

Если вам удалось переманить его на свою сторону за разумные деньги — считайте, что операция увенчалась успехом. Но с этого момента данный сотрудник должен быть под постоянным наблюдением — не исключено, что он захочет какое-то время поработать «на два фронта»: и на вас, и на своего другого работодателя. Поэтому — обязателен просмотр электронной корреспонденции, установка на его компьютер шпионских модулей (специальных программ, предназначенных для удаленной слежки за пользователем компьютера, которые во множестве представлены в Интернете), а также принятие других мер безопасности.
Вообщем, проявив фантазию и здравый смысл, вполне можно заставить агента поработать на себя — теперь пусть он вам рассказывает о секретах своего настоящего работодателя.

Однако предположим, что вы пришли к выводу о невозможности запугивания или подкупа «засланного казачка» — например, по причине того, что агент является достаточно опытным человеком, высокооплачиваемым на своей «настоящей» работе и не допускающим ошибок, которые бы могли послужить поводом для его запугивания. В данном случае можно либо разоблачить промышленного шпиона «со всеми вытекающими», как отмечалось выше, либо — на некоторое время предоставить ему возможность продолжить свое «грязное дело».

Да-да — именно так: оставить его на своей должности (еще раз подчеркнем — лишь на некоторое время), и сделать вид, что вы ничего не знаете. Но вместе с этим — предупредить всех сотрудников, оградить его от реальной информации и всеми имеющимися возможностями давать ему побольше дезинформации: пусть ее и отсылает своему куратору.
Во многих случаях это вводит неприятеля в заблуждение и приводит к ошибочным действиям с его стороны. При грамотном выполнении данной задачи (предоставление дезинформации) это может привести к ошибкам конкурента даже на стратегическом уровне.