ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Демографический портрет малого предпринимательства


Кто он – отечественный предприниматель? Социологические исследования последних лет позволили получить объективную социально-демографическую картину российского малого бизнеса.

Согласно им, типичный владелец малого предприятия – это мужчина в возрасте от 25 до 34 лет (31% опрошенных). Мужчин догоняют женщины в той же возрастной категории – их численность составляет 25%. В данном случае разницу в 6% можно счесть равной статистической погрешности, то есть количество представителей обоих полов практически одинаковое. Такое лидерство данной возрастной группы свидетельствует о том, что успешнее всего пробуют себя в малом бизнесе люди, которые, с одной стороны, имеют определенный жизненный опыт и законченное образование, а с другой стороны - обладают достаточным запасом энергии и физических сил.

Третье место по интересу к малому бизнесу занимают женщины старше 45 лет – их 17%. Следующими идут мужчины того же возраста – 8%. Кроме того, малым бизнесом занимаются 14% подростков мужского пола в возрасте от 14 до 18 лет и 11% девушек в возрасте от 18 до 24 лет. В возрастной категории от 35 до 44 лет больший интерес к малому бизнесу проявляют женщины – их 12%. А вот мужчин того же возраста среди малых предпринимателей немного – всего 4%.

Подавляющее большинство руководителей малых предприятий закончили ВУЗы – численность лиц с высшим образованием среди предпринимателей достигает почти 70%, при этом более половины опрошенных получили высшее техническое или экономическое образование. Что касается предпринимателей без образования юридического лица, то они в массе имеют среднее образование: общее – 30% и специальное – 27%. Эти цифры говорят о том, что по сравнению с малым предприятием ПБОЮЛ является более простой формой малого бизнеса, которая выдвигает меньшие требования к качеству человеческого капитала.

Интересны данные о том, чем сегодняшние предприниматели зарабатывали себе на жизнь до прихода в малый бизнес. Характер профессии самых многочисленных групп опрошенных был связан со службой в государственных и муниципальных учреждениях (14,3%) и деятельностью в инженерно-технической сфере (29%). Кроме того, 11,7% нынешних владельцев малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в прежней профессиональной деятельности были работниками высшего руководящего звена, 9% - наемными рабочими, 7,5% - экономистами, 7% - безработными, 4% - военнослужащими.

Главной причиной ухода в малый бизнес для большинства опрошенных стал недостаточный для проживания уровень дохода: 30% респондентов указали в качестве основного мотива «желание зарабатывать больше». Два следующих места по численности заняли группы, образованные из людей, недовольных условиями работы: 28% опрошенных ушли в малый бизнес из желания самостоятельности и 25% - из желания полностью реализовать себя, занимаясь любимым делом.

Пришедших в малый бизнес безработных и лиц с недостаточным уровнем дохода социологи объединяют в группу вынужденных предпринимателей. К решению идти в малый бизнес таких людей превышение предложение над спросом на региональном рынке труда, которое существенно поиск подходящей работы по найму. Однако в реальности численность группы вынужденных предпринимателей, вероятно, больше, поскольку далеко не каждый предприниматель решится признаться, что подался в бизнес из-за страха перед нищетой.

Абсолютное большинство индивидуальных предпринимателей начинают бизнес «с нуля», впервые проходя процедуру государственной регистрации – таких более 98%. Лишь очень немногие индивидуальные предприниматели (менее 2%) создали свое дело в результате деления бизнеса. Основная масса малых предприятий также начинает работу «с нуля» - таких более 73%.

Более половины предпринимателей (64%) начинают свое дело на собственные или совместные с партнерами сбережения. Если личных сбережений недостаточно для открытия бизнеса, будущие предприниматели предпочитают обращаться за недостающими средствами к друзьям и родственникам, нежели брать кредит.

За кредитами для открытия бизнеса обращались только около 14,5% опрошенных. В основном, к использованию заемных банковских средств прибегают люди, которые ранее уже занимались бизнесом и имеют хорошую репутацию в кредитных учреждениях. Иная ситуация с финансированием повседневной хозяйственной деятельности – кредиты на эти цели использует примерно 30% опрошенных.

Почти половина предпринимателей планирует развитие бизнеса. Показательно, что почти каждый третий бизнесмен полагает, что его знаний достаточно для успешного ведения собственного дела. Примерно треть предпринимателей (35%) полагают, что в будущем году положение их бизнеса останется неизменным, что свидетельствует об осторожности в оценках перспектив финансово-экономического положения малых предприятий.