Сальдо платеж-баланса может быть активным или пассивным. Для количественного измерения итога платежного баланса используются разные показатели. Например, в США подсчитывают: 1) сальдо базисного баланса, т. е. по текущим операциям и движению долгосрочного капитала (в 1974 г. — 10,7 млрд. долл.), которое покрывается за счет перемещения краткосрочных капиталов и золото-валютных резервов; 2) сальдо на основе расчетов между официальными органами — центральными банками и правительствами, т. е. на официальной базе (в 1974 г. — 8,4 млрд. долл.); 3) сальдо на основе ликвидности, т. е. на основе расчетов с иностранными центральными банками и с частным сектором (в 1974 г.— 19,0 млрд. долл.). Колоссальный дефицит этого баланса отражает накопление долларов за рубежом, что означает увеличение краткосрочной внешней задолженности США. Пассивное сальдо платежного баланса обычно покрывается при помощи кредитных статей (получение иностранных займов, ввоз капитала). Это — временный метод балансирования платежного баланса, так как страны-должники вынуждены выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займа.
Новым способом покрытия пассивного сальдо платежного баланса стали краткосрочные кредиты по соглашению «своп» (мена, обмен) между центральными банками, которые предоставляют друг другу национальную валюту. Окончательным методом уравновешивания платежного баланса является использование официальных золото-валютных резервов. При золотом монометаллизме погашение пассивного сальдо происходило путем вывоза золота. Но движение драгоценного металла между странами никогда не находилось в прямой зависимости от состояния платежного баланса. Отлив золота не является показателем его пассивности, если оно вывозится из золотодобывающих стран. После отмены золотого стандарта по мере демонетизации золота использование его для покрытия пассивного сальдо платежного баланса резко сократилось, а в 70-х годах было практически прекращено. Этому способствовал ряд факторов: прекращение размена долларов на золото для центральных банков, резкий разрыв между официальной и рыночной ценой золота, отсутствие международного соглашения, дающего право центральным банкам покупать и продавать золото по цене, близкой к рыночной. Кроме того, опыт США показал, что даже страна с самым большим золотым резервом не может продолжительно использовать этот метод покрытия пассивного сальдо платежного баланса, так как это способствовало сокращению ее золотых запасов с 24,6 млрд. долл. в 1949 г. до 11,17 млрд. долл. в 1976 г. Капиталистические страны, особенно Франция, стараются сохранить свои золотые запасы, рассматривая их как наиболее надежный резервный актив в условиях инфляции и валютного кризиса. Центральные банки некоторых государств (Италия, Португалия, Уругвай) предпочитают использовать золото как обеспечение иностранных займов для покрытия дефицита платежного баланса. Так Италия, у которой относительно большой золотой запас (3,5 млрд. долл. в середине 1974 г.), для покрытия увеличившегося в связи с энергетическим кризисом дефицита платежного баланса получила кредит у ФРГ в 2 млрд. долл. сроком на два года под золотое обеспечение, исходя из расчетной цены 120 долл. за унцию. По требованию ФРГ это золото было изъято из хранилища в США и депонировано в Бундесбанке. Банк Португалии в 1976 г. получил кредит (580 млн. долл.) у ряда банков ФРГ и Швейцарии под залог 20% своего золотого запаса. Обычно для покрытия дефицита платежного баланса используются резервы иностранной валюты. Но эта возможность ограничена из-за неравномерности распределения валютных резервов в капиталистическом мире. В конце 1975 г. из общей суммы валютных резервов (226,9 млрд. долл.) на долю десяти ведущих империалистических держав приходилось 20,5%, остальных промышленно развитых стран —12,2, развивающихся стран — экспортеров нефти — 24,2 и развивающихся стран — потребителей нефти— 13,1%. Следует учитывать, что в условиях валютного кризиса официальные валютные резервы стали основным инструментом поддержки валютного курса. Центральные банки осуществляют так называемую валютную интервенцию путем купли-продажи иностранной валюты для сдерживания значительного повышения или понижения курса национальной валюты.
Что касается «резервной позиции» в МВФ — безусловного права его членов на получение кредитов, то ее сумма невелика (17,7 млрд. СДР в декабре 1976 г.) и распределяется она неравномерно в зависимости от размера первоначального взноса страны золотом. С 70-х годов для покрытия дефицита платежного баланса стали использоваться СДР. Но их эмиссия пока незначительна (9,5 млрд. долл. в 1970—1972 гг.) и с 1973 г. временно прекращена. Объем этих международных ресурсов несколько увеличился (до 10,8 млрд. долл. в 1974—1977 гг.) в связи с девальвациями доллара. СДР распределяются между странами—членами МВФ в зависимости от их взноса в капитал Фонда и еще не стали абсолютно приемлемым средством погашения международных платежей. Страны с ключевой валютой — США и Англия — после второй мировой войны пользовались привилегией и погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой. В 50—70-х годах США покрывали до 70—80% пассивного сальдо платежного баланса национальной валютой, что привело в конечном счете к избытку долларов в международном обороте и его обесценению. Вспомогательным средством покрытия дефицита платежного баланса является продажа иностранных ценных бумаг и размещение национальных ценных бумаг за границей. Так, США частично покрывают дефицит своего платежного баланса, размещая облигации казначейства в иностранных центральных банках (в 1975 г. на сумму 19,9 млрд. долл., в том числе 16,3 млрд. долл. в Бундесбанке ФРГ). Странам с активным платежным балансом не безразлично, какими средствами покрываются разрывы в международных платежах. Поэтому проблема балансирования платежных балансов вызывает обострение противоречий в капиталистическом мире.