Операции с золотом издавна подвергались регламентации при кризисных ситуациях. Во время войн и экономических кризисов правящие круги вводили эмбарго на золото, запрещая свободный ввоз и вывоз его. В ряде стран (Англия, Италия, Франция, Бельгия и др.) в годы второй мировой войны была запрещена внутренняя торговля желтым металлом. Свободные рынки золота восстановлены во Франции в 1948 г., в Англии — в 1954 г.
В условиях государственно-монополистического капитализма функционирование рынка золота имеет ряд особенностей. Рынки золота остаются частными, но государство в той или иной форме осуществляет контроль за их деятельностью, в частности через центральный банк, хотя этот банк непосредственно не участвует в операциях золотом. Объектом регулирования длительное время (1934—1975 гг.) являлась официальная цена золота. Устав МВФ, продиктованный США, обязал членов Фонда совершать правительственные операции с золотом только по официальной цене (с 1934 г. по 1971 г.— 35 долл. за тройскую унцию) для поддержания неизменного золотого содержания американской валюты. По этому соотношению казначейство США производило обмен долларов на золото по требованию иностранных центральных банков.
Однако в нарушение требований МВФ центральные банки отдельных стран (особенно Франции, Италии) после войны нелегально участвовали в операциях золотого рынка, извлекая прибыль на разнице цен. Например, в 1948 г. рыночная цена золота в Париже достигала 90 долл. за унцию при официальной цене 35 долл. Для регулирования цены золота на лондонском рынке, поддержания неизменного золотого паритета доллара и его репутации как резервной валюты в 1961 г. был создан «золотой пул». Центральные банки семи ведущих капиталистических стран обязались продавать золото из своих резервов, если его рыночная цена повышалась. Но межгосударственное регулирование цены золота не смогло преодолеть стихийные рыночные законы. В результате неоднократных приступов «золотой лихорадки» в марте 1968 г. «золотой пул» распался; был создан двойной рынок золота и двухъярусная его цена. Операции с золотом между центральными банками осуществлялись по официальной цене, на свободном рынке — по рыночной цене, которая складывалась в зависимости от спроса и предложения металла. В условиях переплетения валютного и энергетического кризиса в ноябре 1973 г. был отменен двойной рынок золота, так как официальная цена золота в результате двух девальваций американской валюты, сначала повысившаяся до 38 долл., а затем до 42,22 долл., стала нереальной и резко отклонялась от рыночной, которая в 1974 г. достигала 180—200 долл. С 1975 г. рыночная цена золота снизилась до 104 долл. в сентябре 1976 г., а затем постепенно повысилась до 153 долл. за унцию в марте 1977 г. МВФ разрешил центральным банкам продавать золото на свободном рынке, но запретил покупать его до тех пор, пока рыночная цена будет превышать официальную. В декабре 1974 г. было достигнуто соглашение о переоценке золотых резервов центральных банков по ценам, близким к рыночным, и об использовании их в качестве обеспечения международных кредитов. Таким образом, государственно-монополистическое регулирование цены золота оказалось бессильным преодолеть рыночную стихию и резкие колебания цены металла. Усилилось воздействие государства на миграцию золота в международном масштабе в интересах национальной монополистической буржуазии. В основе периодического перераспределения официальных золото-валютных резервов между странами лежат стихийные процессы, вытекающие из действия закона неравномерности экономического и политического развития капитализма. Однако государственное управление золото-валютными запасами проявляется в стремлении правящих кругов поддерживать их определенный уровень с учетом задач национального империализма, в целях сохранения части золота как военно-стратегического резерва и на случай возможных осложнений при урегулировании платежного баланса, в международных расчетах. Так, в США установлен минимальный уровень золотых запасов как военно-стратегического резерва (примерно 10 млрд. долл.). Во Франции прогнозируется сохранение определенного уровня золото-валютных резервов (в пределах 5 млрд. долл. в 1971—1975 гг.). Буржуазные государства в интересах финансового капитала нередко пытаются повысить долю золота в официальных резервах, подкрепить их за счет международного кредита и удержать в стране принудительными мерами (валютные ограничения, дискриминационная торговая политика, регулирование процентных ставок и т. д.). Это особенно характерно для Франции. Вопреки негласному «джентльменскому соглашению», по которому страны — союзницы США воздерживались от обмена долларов на золото, Банк Франции (особенно с января 1965 г. по ноябрь 1966 г.)усиленно скупал желтый металл в американском казначействе. Это привело к повышению доли золота в официальных золото-валютных резервах Франции с 72% в 1958 г. до 90% в 1966 г. Когда доля золота в официальных резервах Франции снизилась до 33% (по цене 42,22 долл.) за унцию и 59% по цене 120 долл., она скупила 2,5 т желтого металла на первых двух золотых аукционах МВФ через посредство Банка международных расчетов (Базель). Государственно-монополистическое регулирование не в состоянии преодолеть сопротивление частных тезавраторов золота. Экономическая и политическая неустойчивость в капиталистическом мире, хроническая инфляция, затяжные валютно-финансовые кризисы, частые девальвации усиливают стремление буржуазии копить золото как наиболее надежный резервный актив. По данным американского агентства Ф. Пика, тезаврация золота в 1973 г. составила 23,9 тыс. т, в том числе во Франции — 6,2 тыс. т, у резидентов США — 4,5 тыс. т. Второе место по размерам частных накоплений золота занимает Индия (3,6 тыс. т, или 1/2 тезаврации в Азии), несмотря на официальный запрет на частное владение золотом. В мае 1976 г. частная тезаврация золота достигла 24,9 тыс. т.