Амортизация оборудования в американских корпорациях
В торговле на разнице между отношениями курсов валют - Форекс (Forex) торговле, базовые экономические знания, в том числе такие как основной капитал, амортизация, рассмотренная на примерах амортизации оборудования в американских корпорациях, позволяют трейдерам добиться значимых успехов.
Амортизация как источник расширенного воспроизводства основного капитала начинает устойчиво действовать в растущих больших совокупностях основного капитала и проявляется в превышении амортизационных отчислений над выбытием основного капитала. Причем эта разница тем выше, чем быстрее растет основной капитал и чем больше средний срок его службы.
Эту взаимосвязь можно продемонстрировать в упрощенной графической форме. Изобразим основной капитал в данный момент в виде концентрических окружностей, напоминающих кольцеобразный срез дерева.
Каждое кольцо такого «среза» представляет годовой ввод средств труда и больше по площади предыдущего. Сколько лет служит основной капитал, столько и годовых колец (в данном случае восемь). Вводы выбывают единовременно, по истечении восьми лет, а не по частям. Сектор «среза», равный 1/8 его величины, представляет амортизацию в данном году, а «сердцевина» — выбытие, происходящее в конце восьмого года. На рисунке видно, что площадь «сердцевины» свободно помещается в секторе амортизации. Чем быстрее растет круг, через который выражается совокупная физическая величина основного капитала, тем большую величину будет составлять Vs его площади по отношению к площади центральной части круга, отражающей величину самых старых средств труда, предназначенных к ликвидации.
В более общем виде зависимость отношения выбытия (R) к амортизации (D) от темпов среднегодовых приростов вводов основного капитала и сроков его службы можно выразить через формулу, разработанную Е. Домаром.
Надо сказать, что идеи, заложенные в моделях Е. Домара, устанавливающих зависимость между темпами роста основного капитала, величиной его выбытия, амортизацией и капитальными вложениями, высказывались ранее советскими экономистами Г. А. Фельдманом и Я. Б. Квашой. Эти идеи были развиты в трудах ряда зарубежных экономистов, среди которых можно отметить польского экономиста О. Ланге и английского экономиста Е. Эдварда.
Конечно, на практике все сложнее, чем в модели. Во-первых, как уже отмечалось, можно лишь условно говорить о выбытии вводов основного капитала, которые на самом деле обновляются не целиком по истечении определенного срока, а по частям в различные сроки, взвешивание которых дает средний срок службы основного капитала.
Далее, темпы замены основного капитала могут претерпевать значительные изменения на коротких и длинных промежутках времени. Не постоянны и темпы роста основного капитала. Кроме того, фактические сроки службы средств труда чаще всего не совпадают с нормативными. Однако теоретические модели могут и не учитывать всех возможных факторов, воздействующих на исследуемый показатель. Достаточно показать с их помощью истоки «излишка» амортизации, которая обусловливает накопление физического объема основного капитала. Этот «излишек» существует на самом деле, что подтверждается данными как по отдельным компаниям, так и по отраслям промышленности и основным отраслям экономики.
Так, например, в американской химической корпорации «Дюпон де Немур» отношение выбытия основного капитала к амортизационным отчислениям в период 1942—1972 гг. лишь однажды превысило 50% (54% в 1959 г.), а в среднем составило всего около 30%. Балансы компании «Гудйир» (резиновая промышленность) показывают, что выбытие в послевоенный период вообще ни разу не превышало 50% амортизации. Наивысший показатель приходится на 1965 г.— 49%. В среднем за 1946— 1972 гг. соотношение достигло всего 32%. В автомобильной компании «Форд мотор», судя по данным за 1954—1972 гг., также требовалось в среднем менее половины амортизационных списаний для покрытия возмещения выбытия (36%). В другой автомобильной компании — «Дженерал моторз» — соотношение выбытие — амортизация еще ниже. В 1954—1972 гг. оно составило в среднем около 30%.
Анализ данных по корпорациям показывает, что между выбытием и амортизацией не существует устойчивой связи по годам и периодам. В одной и той же компании соотношение выбытие — амортизация, оставаясь на уровне менее 100%, может колебаться в значительных пределах в зависимости от скорости замены средств труда и темпов накопления основного капитала. Ярким примером этого служит авиационная корпорация «Боинг», где в отдельные годы соотношение поднималось до 50% (1950 г.), а в другие падало ниже 3% (1957 г.). Самые низкие показатели приходятся на периоды очень быстрого роста основного капитала этой компании. Так, например, в четырехлетие 1965—1968 гг., когда соотношение равнялось в среднем 6,5%, основной капитал вырос в 3,3 раза, а в 1969—1972 гг., когда соотношение составило 33,9%, основной капитал увеличился всего на 2,7% 21. В целом же более низкое отношение выбытия к амортизации в компании «Боинг» по сравнению с другими компаниями обусловлено во многом быстрым ее ростом. Так, за 15 лет (с 1954 по 1969 г.) основной капитал этой компании возрос почти в 24 раза (с 46,5 млн. до 1 105,6 млн. долл.). В то же время основной капитал, например, «Дженерал моторз» увеличился только в 3,4 раза. Но затем положение изменилось. По сравнению с 1969 г. основной капитал «Боинг» даже сократился (до 1059,2 млн. долл. в 1972 г.). Это сказалось на соотношении выбытие — амортизация, которое в 1972 г. достигло уже 46%. То, что амортизация значительно превосходит по величине выбытие, подтверждается не только расчетами по отдельным корпорациям обрабатывающей промышленности США, но и средними оценочными данными по всей обрабатывающей промышленности США и других капиталистических стран.
Только в отдельные годы выбытие приближается к амортизации или несколько превышает ее, как, например, это было в обрабатывающей промышленности ФРГ в 1967—1968 гг. в связи со значительным обновлением действующего основного капитала.
Данные по такой крупной совокупности основного капитала, как обрабатывающая промышленность, для различных стран (по Англии — включая и другие отрасли) подтверждают также неустойчивый уровень соотношения выбытие — амортизация, которое колеблется в больших пределах во времени. Для Англии коэффициент вариации показателя составил 26,5%, для ФРГ —33,4, для США— почти 15, для Японии — 60,4%. Таким образом, самые большие колебания-вокруг среднего показателя наблюдались в обрабатывающей промышленности Японии, где средняя величина соотношения в 1966—1972 гг. составила 26,8%, наименьшие — в США, где среднее значение соотношения в 1954— 1973 гг. было 36,8%. Наибольшее среднее значение оказалось в ФРГ (56,9%), в Англии соотношение выбытие — амортизация в среднем равнялось 38,1%, т. е. было близким к показателю США. Различие средних величин соотношения выбытие — амортизация отражает различие темпов накопления и замены основного капитала в обрабатывающей промышленности указанных стран. Вместе с тем эти факторы могут действовать в противоположных направлениях и уравнивать соотношение.
Следует также отметить, что колебания рассматриваемого соотношения по годам связаны прежде всего с резким колебанием выбытия относительно всего основного капитала (коэффициента выбытия). Отношение амортизации к основному капиталу (норма амортизации) изменяется постепенно, более плавно, оно гораздо устойчивее во времени. Это характерно для отдельных компаний, отраслей промышленности и крупных отраслей экономики во всех странах, где возможны подобные измерения. Так, например, показатель вариации для нормы амортизации в обрабатывающей промышленности Японии в 1966—1972 гг. составил менее 5%, а для коэффициента выбытия — 40,7%; в обрабатывающей промышленности ФРГ в 1962—1971 гг. — соответственно 4,6 и 26,6%. В обрабатывающей промышленности США в 1962—1973 гг. различие очень велико— 1,4 и 16%.
Говоря о соотношении выбытие — амортизация, следует также помнить, что инфляция, характерная для всех развитых капиталистических стран, завышает темпы роста основного капитала в балансовых ценах, что увеличивает «излишек» амортизации. Так, например, оценки по обрабатывающей промышленности США в ценах 1958 г. показывают, что выбытие основного капитала составляет в среднем свыше 70% амортизации, а не менее 40%,. как следует из балансовых данных. В обрабатывающей промышленности Франции расчеты в сопоставимых ценах дают величину более 60 %.
Характерно, что, хотя коэффициент выбытия подвержен значительным колебаниям, это происходит все же в пределах нормы амортизации и в среднем выбытие остается существенно меньше амортизации. Текущие решения о ликвидации средств труда и связанные с этим капитальные вложения на реконструкцию и расширение действующего производства, на техническое перевооружение труда определяются не амортизационными отчислениями, а всем объемом капитальных вложений, наличием свободной рабочей силы, спросом и предложением на рынке данного вида продукции, степенью технической устарелости средств труда. Не выбытием определяется амортизация, а, наоборот, амортизация начисляется исходя из ожидаемых сроков службы средств труда, темпов его морального старения. Но в то же время наличие амортизации как важного источника капитальных вложений может воздействовать на скорость оборота основного капитала в натуре, на его моральный износ. Так, если рабочая сила не увеличивается или увеличивается недостаточно быстро, то для инвестирования амортизации требуются ликвидация устаревших средств труда и высвобождение таким образом рабочей силы, которая полностью «ли частично может быть перевооружена на новой технической основе за счет амортизации. Поэтому в таких условиях определенный уровень нормы амортизации требует достаточного для ее реализации уровня коэффициента выбытия.
Если же резервы рабочей силы и емкость рынка данной продукции не ограничены, то реинвестирование амортизации может происходить за счет привлечения дополнительной рабочей силы, в то время как выбытие будет определяться в основном физическим износом.