В наше время большое распространение получила проблема возмещения НДС. Эта проблема вызвана, главным образом, многочисленными злоупотреблениями. Поэтому государственными органами, в том числе и налоговой службой, был разработан ряд мер, которые направлены на активную борьбу с разнообразными наглыми злоупотреблениями, которые прогрессируют в этой области.
Примером таких мер является обязательное требование государственных органов своевременного документального подтверждения тех сумм НДС, которые были выплачены всем поставщикам материалов и ресурсов. Затем осуществляется проверка факта: была ли произведена поставщиком выплата в бюджет определенной суммы НДС. Если данный поставщик ресурсов и материалов, которые были использованы на изготовление определенной экспортного товара, не осуществил выплаты в бюджет соответственной суммы НДС, то, в таком случае, в возмещении НДС данному производителю и экспортеру налоговые службы отказывали.
Налоговые службы в определенных случаях осуществляют проверку все цепи продаж и покупок, проводят проверку па каждой ступени выплаты данной суммы НДС в бюджет. И, если происходит выявление соответствующей неуплаты, в последующем отказывают в возмещении НДС. Практически эта мера проявилась в переносе всех вид ответственности за лишнее либо неправомерное возмещение от государственного бюджета к судам. Так как налоговые органы стали часто отказывать экспортерам в возмещении НДС, а они естественно стали обращать в суды, требуя разрешить данный отказ. Несколько уменьшить число отказов такого типа смогло позволить введение постановления о том, что, если не будет произведено своевременного возмещения налоговой инспекцией экспортного НДС, оно затем должно будет выплачено с процентами в соответствии со ставкой рефинансирования ЦК РФ.
В настоящее время широкое распространение получают отказы налоговых служб в возмещении НДС, которое было выплачено поставщиками ресурсов и материалов, по причине несоответствия предоставленных ими документов 165 статье НК Российской Федерации, в ней говорится, что реальный не был подтвержден.
В процессе защиты, а также до суда налоговые органы придумывают целый ряд разнообразных причин, чтобы избежать возвращения НДС, ссылаясь якобы на законные основания, прикрываясь существующими ненормативными и нормативными актами НК, а также соответствующими актами по валютному контролю и регулированию. Примером такой призрачной причины отказа в возмещении НДС может служить ссылка налоговых органов на тот факт, что у данного экспортера не закрыт предоставленный паспорт данной экспортной сделки.
Относительно формы все налоги делят на косвенные и прямые. Косвенные налоги (именно к ним относятся НДС) отличаются, соответственно, от прямых своеобразной замаскированностью. Налогообложение в данном случае вводится в виде надбавки к предполагаемой цене представляемых товаров и услуг. И, исходя из этого, он не связан на прямую с имуществом либо с доходом данного плательщика.
Закон требует, чтобы сумму налога в казну вносила та организация, которая продает или производит данный вид товара, оказывает данный вид услуг, за счет полученной выручки. Реально же выплата налога лежит на потребителе данного вида товара или услуги. Он приобретает их по ценам уже повышенным на сумму НДС. То есть, можно сделать вывод, что у поставщиков и производителей не должно возникать так много причин отказа от выплаты косвенных налогов (в том числе НДС), как от прямых налогов.
Кроме того, именно поставщик платит НДС в бюджет, а не конкретный продавец. Учитывая тот факт, что каждая цепь перепродаж между всеми участвующими в данном экономическом процессе предпринимателями, как правило, достаточно длинная, то поставщик каждого ее звена осуществляет выплату НДС с уже многократно увеличенной стоимостью определенного товара в бюджет государства.
Несмотря на то, что НДС принято считать косвенным налогом, исследование, которое проводилось многочисленными мировыми экспертами в области экономики, позволяет утверждать обратное. Заключения, которые можно сделать из результатов этих исследований, свидетельствуют о том, что основное бремя большего числа оборотных налогов делится поровну между производителем и покупателем.