Установление и введения в действие транспортного налога входит в компетенцию законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Исходя из этого, в Закон о транспортном налоге региональными органами могут вноситься изменения, и споры о том, насколько правомерны и оправданны изменения ставки налога в каждом конкретном случае, не утихают. Это особенно актуально для регионов, где ставки транспортного налога балансируют на максимальной отметке – как, например, в Санкт-Петербурге. Недавно Минфин РФ решил поставить точку в этом вопросе и признал, что у законодательных властей есть все полномочия устанавливать конкретную ставку транспортного налога и вносить какие-либо изменения, однако все должно быть ограничено рамками Налогового кодекса.
В Закон Санкт-Петербурга «О транспортном налоге» в течение последних лет уже вносились поправки, касающиеся увеличения ставки транспортного налога и установления отчетных периодов по налогу для организаций-налогоплательщиков. Согласно закону, любая организация, владеющая транспортным средством, по истечении первого, второго и третьего отчетного квартала календарного года должна выплачивать авансовые платежи. В отношении физических лиц установлен несколько иной порядок: транспортный налог выплачивается ими на основании уведомления, полученного от налоговой инспекции. Таким образом, физические лица (включая частных предпринимателей) уплачивают транспортный налог лишь по итогам налогового периода, то есть без перечисления каких-либо авансов.
Ставки транспортного налога определяются в зависимости от вида транспортного средства и его мощности: чем больше мощность, тем больше будет налог с каждой лошадиной силы. Согласно изменениям, внесенным в Закон «О транспортном налоге» Санкт-Петербурга губернатором Валентиной Матвиенко, на 2008 год ставка налога для владельцев автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил составит 20 рублей за лошадиную силу (прежде было 18 руб.).
Транспортный налог в Санкт-Петербурге не будут выплачивать пенсионеры, у которых в наличии есть легковой автомобиль мощностью до 100 л.с., а также граждане, владеющие лишь одним автомобилем легкового отечественного производства (СССР) с мощностью двигателя до 80 лошадиных сил (включительно) и годом выпуска до 1990 года (включительно). Согласно данным, в Петербурге зарегистрировано 1,253 миллиона легковых автомобилей, из которых 225 тысяч – машины выпуска до 90-го года, а 18% из них – советского производства, которыми, в большинстве случаев, уже не пользуются.
Установленный транспортный налог Санкт-Петербурга не окончательный, так как в течение ближайших двух лет планируется ежегодный рост ставки налога на 2 рубля, и, как результат, к 2010 году ставка налога на транспортные средства мощностью до 100 л.с. составит 24 рубля за одну лошадиную силу.
Однако максимальная ставка для автомобилей этого класса, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, составляет всего 1875 рублей. Отмечается, что в Санкт-Петербурге уже зафиксирован максимальный уровень ставок на все остальные группы автомобилей, разрешенный законодательством РФ, и оставались неохваченными, похоже, только малолитражки. Кстати, для наглядности: в Москве ставка налога для владельцев автомобилей мощностью 70-100 л.с. составляет всего 7 руб., а водители, имеющие автомобиль мощностью менее 70 л.с., от уплаты транспортного налога освобождены.