История системы франчайзинга берет свое начало с тех давних времен середины 19 века, когда проходило становление первых, широко известных сейчас, компаний мирового значения. Основоположником этой финансовой услуги можно считать Исаака Зингера – того самого, чье имя носит одна из самых влиятельных фирм по производству и обслуживанию швейных машин.
Еще в 1851 году, компания «Singer Sewing machine company» начала продавать франшизу, подразумевающую право заниматься аналогичной деятельностью на определенной условиями договора территории США. Это было вызвано не столько проницательностью топ-менеджемента компании и предвидением прибыльности подобной услуги, сколько рациональной необходимостью. Фирма Зингера не имела на тот момент разветвленной сети по обслуживанию швейных машин, хотя было налажено их массовое производство. Именно этот факт лег в основу услуги по продаже исключительных прав на реализацию и обслуживание производимого «Singer Sewing machine company» оборудования не аффилированным компаниям. Суть первых франчайзинговых договоров сводилась скорее к дистрибуции, подразумевающей не только непосредственные продажи, но и обслуживание, ремонт и сопутствующие сервисные услуги.
Развитие франчайзинга
В 20-е годы прошлого столетия появились первые предпосылки для развития франчайзинга как серьезного финансового инструмента. Франшиза стала повсеместно распространенным видом договорного сотрудничества, что позволило крупным компаниям существенно расширить каналы продаж и торговые сети, а небольшим розничным фирмам – получать более конкурентоспособные цены и работать под маркой стабильных и известных брэндов. Экономический кризис в США стал причиной и отправной точкой для осваивания франчайзинга и крупными нефтяными корпорациями. Это было время развития системы первых заправочных комплексов, владельцами которых не являлись монополисты. К середине ХХ века система франчайзинга обрела, наконец, ту форму, которую сейчас принято считать классической. Ее основателем в полной мере можно считать владельца компании McDonald`s, который в свое время получил лицензированное право купли продажи небольших популярных ресторанов, ему не принадлежавших. Следствием выгодных сделок стало создание всем известного брэнда и компании McDonald`s System, Inc., которой по праву принадлежит звание первопроходца в становлении бизнес формата франчайзинговой системы. Ее отличительной особенностью явилось то, что передаваемая франшиза дает возможность не только использовать в работе известный брэнд, но и применять все существующие схемы ведения бизнеса.