Франшиза – это деловая система, которая была сформирована специально для франчайзинговой деятельности, либо сам документ, обеспечивающий право на основание коммерческой организации и на торговлю товарами более крупной фирмы. Франшизы бывают трех видов: производственная, торговая (или товарная) и лицензионная, иначе именуемая деловой.
Производственная франшиза обеспечивает поставку фирмой-производителем дочерним организациям главных деталей или комплектующих, которые нужны для изготовления товаров, которые продаются под лицензируемым товарным знаком. Для того, чтобы франчайзер мог надеяться на соответствие новосозданной продукции уже существующей, он обеспечивает доступ к своим изобретениям и обучает франчайзи нужным для изготовления товара навыкам.
Торговая франшиза предполагает такой метод организации бизнеса, при котором меньшие предприятия приобретают у франчайзера право на реализацию продукции с ее фирменным наименованием (часто она используется в сетях общественного питания «фаст-фуд», в прокате и ресторанном бизнесе).
Лицензионная же франшиза представляет собой выдачу лицензии франчайзи на право основания магазинов, ларьков или супермаркетов для реализации товара под именем главной компании.