Реформа в области лицензирования строительства, вызванная законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", вызвала дисбаланс на современном отечественном строительном рынке. Хотя отмена лицензирования строительства намечалась только с 2007 года, некоторые видные чиновники уже заранее предсказывали провал данной реформы.
Сейчас система государственного лицензирования в строительстве, осуществляемая с 1991 года, включает в себя лицензирование проектирования и строительства зданий и сооружений, инженерных изысканий для строительства (на уровне РФ), госэкспертизу документации на строительство (вплоть до уровня региона), государственный надзор над областью строительства (уровни федерации и региона).
Основным лицензирующим центром на федеральном уровне является Росстрой. Единого контролирующего федеральный орган над лицензированием строительства пока нет, этим занимаются органы исполнительной власти в регионах. В такой ситуации отказ государства от этого последнего способа контроля над строительной отраслью, каковым являлось лицензирование, приведет, при отсутствии четко развитой нормативной базы и органов строительного надзора, к хаосу и появлению недобросовестных застройщиков.
Опасность здесь исходит не только от случаев возможного мошенничества, но и от возможности появления брака после продолжительного времени эксплуатации построенной недвижимости. Это актуально, учитывая практически полную коммерциализацию строительной отрасли, что приводит к возможной потере качества строительного продукта в связи с погоней за наживой. К тому же следует напомнить, что строительство объекта осуществляется силами нескольких организаций: от проектной до собственно строительной, включая субподрядчиков, и возможный промах одного из звена этой строительной цепочки вследствие отсутствия государственного контроля может негативно сказаться на репутации всех участников застройки.