В европейских странах уже много лет развивается такой сектор гостиничного бизнеса, как мини-гостиницы. Теплая, почти домашняя обстановка привлекает постояльцев куда больше официозных пафосных номеров. Инфраструктура небольших гостиниц, разумеется, не так развита, как в крупных комплексах с громкими именами, но доброжелательность и гостеприимность делают свое дело.
В нашей стране отсутствует сколько-нибудь определенная характеристика самого понятия мини-гостиниц, да и вообще их классификация как таковая не разработана. Только в нормативной документации по туризму, пожалуй, можно встретить более или менее ясную трактовку этого определения, под которое попадают отели емкостью, не превышающей 50 номеров.
Уровень услуг и сервиса в таких гостиницах варьируется от домашнего уюта и демократичности до бизнес-класса и арт-стилей. Многие владельцы таких заведений рассматривают их не только и не столько как бизнес и источник дохода - скорее это образ жизни и способ самореализации - создание уютной атмосферы, приветливой обстановки.
Основной проблемой такого бизнеса является сложность и высокая стоимость перевода помещений в нежилой фонд, поэтому многие отели работают по принципу сдачи в аренду квартир. При этом у них не получается позиционировать себя как солидное заведение. Кроме того, большие проблемы в этом бизнесе возникают из-за несоответствия устаревших норм и ГОСТов современным стандартам обслуживания. Элементарную перепланировку зачастую невозможно произвести, если руководствоваться этими нормативными документами. Серьезные препятствия создает необходимость соответствовать подчас нелепым и неосуществимым требованиям пожарной безопасности. Помимо абсурдности многих правил, их соблюдение обходится очень дорого. В Европе подобные проблемы давно решены на государственном уровне - поэтому такой бизнес стабильно развивается.
Участники гостиничного рынка давно бьют тревогу относительно несовершенства всей системы и отсутствия заинтересованности в исправлении ситуации со стороны федеральных властей, в то время как попытки решения проблем на уровне регионов просто бессмысленны.
Выход из сложившейся ситуации можно найти, упростив процедуру регистрации нежилого фонда, изменить санитарные правила и стандарты. Кроме этого давно назрела необходимость создания единого свода правил функционирования мини-отелей и даже - издания специального федерального закона.
Начальным этапом создания такой мини-гостиницы является выбор помещения. Затем производится допустимая реконструкция и перепланировка и проверка со стороны госорганов.
Далее - интерьер, подбор персонала и его обучение. Важное, безусловно, место займет реклама. Основными источниками информации о мини-гостиницах, как правило, являются устные рекомендации. Второе место по информативности занимает глобальная сеть и работа менеджеров. СМИ и наружная реклама имеют, напротив, очень незначительный эффект.
В бизнесе мини-гостиниц очень много специфики - это и сезонность, и связь с туризмом. Только комплексные решения, обдуманные и просчитанные, могут стать залогом его успешного развития.