В настоящее время по всей России насчитывается огромное количество рекламных агентств, однако спрос на рекламные услуги по-прежнему превышает предложение, объем рынка ежегодно увеличивается на 25-30%. При грамотной организации РА есть все шансы в первые же месяцы набрать приличную клиентскую базу и окупиться.
Первым шагом при открытии данного вида бизнеса должно быть определение сферы деятельности. Около 60-70% агентств предоставляют посреднические услуги: размещение рекламы в СМИ, заказов на полиграфию и прочее. Как правило, такие РА состоят из двух-трех человек, бюджет у них небольшой. Если же претендовать на более высокие бюджеты, то не стоит ограничиваться только лишь посредническими услугами, но и необходимо производить свой продукт. Тут уже штата в два-три человека недостаточно, необходимо как минимум пять-десять сотрудников. Как отмечалось выше, на рынке очень много игроков, однако их услуг не хватает. В данный момент очень велик спрос на брендинг (разработка товарного знака, фирменного стиля и т.д.), ивент-маркетинг (организация бизнес-мероприятий), BTL (Below the line - комплекс маркетинговых коммуникаций, включающий в себя стимулирование сбыта, мерчендайзинг, POS-материалы, direct marketing, public relations).
При организации собственного рекламного агентства нужно сразу учесть, что заниматься этим делом должен профессионал на рекламном рынке, с приличным опытом работы. Если же у вас нет достаточного опыта в этой сфере бизнеса, то в качестве директора лучше нанять хорошего специалиста, который знаком со всей спецификой поставляемых услуг. Это на первый взгляд кажется, что всё просто, однако на деле важна любая деталь. Даже не очень качественная фотография продукции клиента, размещенная в журнале, может окончательно испортить отношения.
Составление бизнес-плана рекламного агентства
При составлении бизнес-плана необходимо учитывать следующие единовременные расходы: ремонт офиса, покупка необходимой мебели, оргтехники, подключение Интернета, телефонов.
Начинающим агентствам, особенно некрупным, можно начинать с аренды небольшого офиса в недорогих офисных зданиях. Тем более сотрудники сами ездят к клиентам, заказчики же в офис агентства приезжают редко. Качество ремонта также на первоначальном этапе имеет небольшое значение, поэтому для начала можно ограничиться небольшим «косметическим ремонтом» - заменой обоев, потолка, линолеума.
Мебель, оргтехника. Стандартный набор офисной техники - компьютер, принтер, сканер, копировальный аппарат. Компьютеры для дизайнеров дороже обычных в 2-3 раза, однако на них лучше не экономить. Набор мебели также стандартен – столы, стулья, шкафы, тумбы. Кроме того, в офис необходимо провести высокоскоростной Интернет, создать локальную сеть, провести телефоны. Для начинающего агентства на первое время достаточно и двух телефонных номеров.
Сотрудники рекламного агентства
Для рекламного агентства необходимо иметь двух дизайнеров: одного креативного, второго технического. Первый будет заниматься созданием идей, второй их техническим воплощением (заниматься версткой и т.д.). Кроме того, если у вас нет опыта работы в рекламе, то следует нанять директора, а также пару продавцов услуг – менеджеров по продажам. Кроме того, к работе можно привлекать и фрилансеров. Оплата труда сотрудников напрямую зависит от региона, в котором будет находиться рекламное агентство. Бухгалтерию лучше отдать на аутсортинг.
Продвижение рекламного агентства
Если такое возможно, то на работу лучше принимать людей с опытом работы, можно переманить более высоким окладом людей от конкурентов. Такие сотрудники, как правило, имеют наработанную клиентскую базу, что на первых порах принесет начинающему агентству достаточный поток заказов. На первых порах начинать работу нужно с компаний в сфере малого и среднего бизнеса. Спустя год, наработав солидное портфолио, можно выходить на крупные предприятия.
Притоку клиентов способствует и реклама в различных справочниках. Стоимость размещения в них относительно небольшая, к тому же это привлечет первых клиентов.
Рентабельность рекламного агентства
Рентабельность в этом бизнесе достигает 18%. Это очень хороший показатель. За несколько первых месяцев упорной работы агентство может уже окупиться и начать приносить прибыль.
Наиболее рентабельным является креатив. Доходы в общем потоке заказов могут достигать 40%. В это направление включены: создание фирменного стиля, разработка макетов, баннеров, логотипов. Из этого перечня наиболее дорогой считается услуга по созданию фирменного стиля.
Кроме того, агентства могу зарабатывать деньги на размещении рекламы в СМИ за счет скидки, которые им дают издательства и телекомпании. Доходность тут можно увеличить, имея хорошие отношения с высшим звеном в СМИ. Денег в этом направлении много не заработать, однако не советую пренебрегать мелкими заказами, т.к. даже мелкие заказы помогут наладить хорошие отношения с клиентом.
Как уже было написано в начале статьи, упор следует сделать на такие направления, где всё ещё существует дефицит: креатив, ивент-маркетинг, BTL.
Срок окупаемости РА колеблется от трех месяцев до одного года, в зависимости от того, какой портфель заказов удастся получить агентству.