Давно стало аксиомой, что успехи экономики любой страны и рост ее конкурентоспособности во многом определяются эффективностью развития малого бизнеса. Как живет сегодня малое предпринимательство в России? Каковы перспективы его развития? Поговорим об этом в нашей статье.
По данным Росстата, опубликованным в феврале 2012 года, сегодня в стране зарегистрировано 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), при этом реально действующими из них являются только 3,2 миллиона. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составило 2,9 млн. человек (реально действует 1,9 миллион), аналогичные данные по микро-предприятиям составили соответственно 1,4 млн. и 1 млн, а по малым предприятиям – 229 тыс. и 227 тыс.
Сразу уточним, что под микропредприятиями понимаются компании (юридические лица), имеющие до 15 сотрудников, тогда как средняя численность персонала малого предприятия составляет около 32 человек. Показательно, что несмотря на небольшие размеры, именно микропредприятия обеспечивают 43% выручки всего сектора малого и среднего бизнеса.
Подавляющее большинство малых предприятий, являющихся юридическими лицами (92,7%), зарегистрированы в форме ООО. На долю акционерных обществ приходится 4,6% субъектов МСП, из них в форме ЗАО зарегистрированы 3,8% предприятий.
Практически все индивидуальные предприниматели (99,9%) попадают в рамки сектора малого бизнеса. Однако незначительная доля ИП по числу занятых фактически относится к крупным предприятиям. Около 40% индивидуальных предпринимателей открыли свое дело относительно недавно и еще в 2010 году работали в качестве наемных работников.
В отраслевой структуре сектора малого бизнеса по числу действующих предприятий первое место занимает сфера торговли, ремонта бытовых изделий и автотранспорта (38%), а второе - операции в сфере недвижимости и услуг (21%). Как видим, совокупная доля сегмента торговли и услуг населению составляет более 50%. Третье место по числу действующих предприятий досталось сферам строительства, добычи полезных ископаемых, производству и распределению коммунальных услуг (11%).
Отметим, что ресторанно-гостиничный бизнес занимает очень малую долю сектора малого предпринимательства – всего 2% для индивидуальных предпринимателей и 3% для юридических лиц. Такие цифры свидетельствуют о том, что потенциал данного сегмента в настоящее время в должной мере еще не использован.
Что касается занятости, то среди индивидуальных предпринимателей наибольшее количество рабочих мест предоставляют предприятия торговли, ремонта и услуг – здесь трудятся 57% всех работников, занятых в секторе малого бизнеса. С большим отрывом следом идет сфера транспорта и связи – ее предприятия предоставляют 9% рабочих мест. Такая же доля отмечена в сфере обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, производства и распределения коммунальных услуг. По 7% рабочих мест приходится на фермеров и индивидуальных предпринимателей, оказывающих риэлторские услуги.
Среди юридических лиц по данному показателю также лидируют предприятия торговли и ремонта – они предоставляют 25% рабочих мест. Далее следуют предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью (21%). В сфере добычи полезных ископаемых, производства и распределения коммунальных услуг трудятся по 19% работников, занятых в секторе малого бизнеса, небольшие строительные фирмы предоставляют 13% рабочих мест, а для предприятий сельского хозяйства этот показатель составляет 7%.
Во многих регионах проводившие опрос сотрудники Росстата столкнулись с нежеланием малого бизнеса принимать участие в обследовании. Сложности с получением актуальных сведений косвенно подтверждают наметившуюся тенденцию ухода многих предприятий МСП в область теневой экономики. О том же свидетельствует и тот факт, что по итогам 2011 года число официально закрывшихся предприятий превысило аналогичный показатель кризисного 2008 года.
В перспективе такая тенденция грозит ухудшением качества услуг, увеличением количества недобросовестных предпринимателей и ответными административными мерами со стороны государства, которые, в свою очередь, могут подтолкнуть к уходу в «тень» даже тех предпринимателей, которые пока что занимаются честным бизнесом.
При этом, однажды уйдя «в сумрак», малый бизнес не торопится возвращаться обратно. Причина тому – отсутствие реальных выгод от такого шага. Конечно, работая легально, предприниматель теоретически может рассчитывать на особые условия кредитов и получение господдержки, однако в действительности эти инструменты до сих пор работают недостаточно эффективно. Именно поэтому российский малый бизнес сможет стать опорой государства только тогда, когда большая часть предпринимателей увидит все преимущества работы в официальной экономике.