ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Автокредитование в Нижнем Новгороде: обзор рынка в 2010 году


автокредитование в Нижнем Новгороде Ещё до недавнего времени автокредитование Нижнего Новгорода демонстрировало интенсивное развитие. Как новые, так и подержанные автомобили продавались в рассочку с беспрецедентно низкими процентными ставками. Первый взнос зачастую был минимальным либо даже нулевым, а страхование по КАСКО не являлось обязательным условием автокредита. Оформлялась процедура в считанные дни. За счёт автокредита реализовывалось более 50% машин на рынке Нижнего Новгорода, отдельные салоны доходили до цифры 75% продаж авто в рассрочку.

В связи со всемирным кризисом ситуация на рынке автокредитования значительно изменилась не в пользу заёмщика. Рискуя не получить обратно свои средства, банки повысили требования к платёжеспособности клиента. Более тщательно стали изучаться доходы, текущее материальное положение, жилищные условия и т.п.

Возросли и продолжают расти ставки автокредитования в Нижнем Новгороде. Для банков города повышение ставок – это пока единственная возможность гарантировать прибыльность автокредита. Ведь залог в виде самого автомобиля кредиторы считают «условным»: после нахождения в эксплуатации машина становится подержанной, и её рыночная цена резко падает. По этой причине ставки ссуд на автомобили в сравнении с докризисными возросли в целом на 5-7%.

Кроме того, получателям автокредита уже не представляется возможным найти банк, не взимающий за машину первого взноса. Сегодня сумма этого вложения составляет как минимум 30-40% от полной цены выбранного автомобиля.

Всё же текущая ситуация на рынке автокредитования в Нижнем Новгороде не отпугивает тех, кто задался целью получить ссуду на желаемое средство передвижения. И первое условие, на которое обращает своё внимание заёмщик – это процентная ставка банка.

Эксперты отмечают: претендентам на автокредит необходимо учитывать не только объявляемую банком ставку, но и дополнительные сборы и комиссионные расходы. Так, существует выплата за документальное оформление автокредита и выплата за открытие собственного расчётного счёта по займу. Плюс в том, что такие платежи являются одноразовыми. Реже практикуется ежемесячный сбор за кассовое обслуживание клиента. Существуют также отдельные комиссии, начисляемые за рассмотрение заявки на автокредит и за услугу конвертации валют, которую банк проводит согласно курсу ЦБ Российской Федерации.

Дополнительными «подводными камнями» автокредитования могут стать необходимость заказа независимой оценки экспертов (в том случае, если приобретается подержанное авто) и оплата обязательного страхования машины по полису КАСКО.

При этом в последнем случае кредитор зачастую ставит заёмщика в условия отсутствия альтернатив: приобретаемая машина, согласно контракту, должна быть застрахована только компанией-партнёром данного банка. Стоимость страховки в такой компании, скорее всего, будет дороже, чем обычный полис, приобретаемый вне ситуации автокредита. Максимальная сумма, которую может затребовать компания за страхование автомобиля, доходит до 9,99% от его полной стоимости (превысить эту цифру страховщик не имеет права).

Самый распространённый способ расчёта по автокредиту в Нижнем Новгороде – это внесение выплат по дифференцированному принципу. Это означает, что вносимая заёмщиком сумма будет постепенно уменьшаться по мере ежемесячного погашения задолженности. Таким образом, наиболее сложным для расчёта периодом станет начальный, когда проценты начисляются самые высокие.

Известен и такой метод взимания средств по задолженности, как аннуитетный платёж. Он предполагает равные, одинаковые по размеру выплаты на протяжении всего срока договора на автокредитование. Однако в связи с таким удобством для заёмщика немного возрастает общая сумма. Наконец, дополнительные комиссии могут начисляться, если задолженность погашается с помощью переводов, почтовых услуг, а также содействия других банков. Такие комиссии не понадобятся, если банк владеет системами дистанционной оплаты и большой сетью отделений в Нижнем Новгороде и области.

Оформляя автокредитование, заёмщики в Нижнем Новгороде и других областных центрах предпочитают использовать при расчётах именно ту валюту, в которой начисляется их доход. Таким образом можно перестраховаться от влияния на сумму выплат «скачков» курса доллара или евро. Помимо классического автокредитования с фиксированной ставкой ежемесячных выплат, ссуда на авто в Нижнем Новгороде может быть так называемой беспроцентной. Заёмщик заключает всё тот же договор с банком, но в то же время производитель автомобиля предоставляет ему скидку на свою продукцию. Размер такой скидки будет равен сумме, которую клиент должен выплатить банку в виде процентов по автокредиту. Таким образом машина будет приобретена без переплаты, и клиент получит определённые выгоды. Как правило, «беспроцентная» схема автокредита действует лишь в отношении некоторых марок.

Широко практикуется сегодня и факторинг, при котором клиент вносит первый взнос в автосалоне, а остальную сумму задолженности погашает в банке. Однако и «беспроцентное» кредитование, и факторинг требуют крупного первого взноса за автомобиль – в некоторых случаях он составит 50% от общей стоимости машины.

Кроме того, сам срок такого автокредитования ограничен – он составит порядка двух лет ежемесячных выплат. Многие финансовые учреждения ограничивают и максимально допустимую сумму такой рассрочки.

Существует также возможность приобрести авто того модельного ряда, процентные ставки на который снижены по какой-либо специальной банковской программе. Наконец, в нижегородских салонах практикуется «обратный выкуп» автомобиля. В этом случае клиент оплатит лишь часть стоимости машины и получит возможность выкупить её полностью в течение двух-трёх лет. Если же он этого сделать не сможет, кредитор сам выкупит у заёмщика этот автомобиль, заплатив непогашенную часть его стоимости.