ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Тенденции лизинга в Нижнем Новгороде: обзор рынка в 2010 году


тенденции лизинга в Нижнем Новгороде В новом тысячелетии рынок лизинга в Нижнем Новгороде быстро и успешно развивался. Здесь были основаны десятки компаний, сдающие в лизинг производственное и торговое оборудование, коммерческую недвижимость, автотранспорт и даже персонал. В докризисное время область была по достоинству оценена инвесторами: на её территории находится множество промышленных предприятий, часто нуждающихся в новом оборудовании, слишком дорогостоящем для приобретения.

До наступления тяжёлого финансового периода конкуренция между лизинговыми компаниями росла. Качество услуги повышалось, сделки между предоставителем и получателем услуги заключались в самые короткие сроки. Практиковались серьёзные уступки в пользу клиента – такие, как снижение суммы аванса, комиссии, страховых тарифов, а также гибкость в определении срока лизинга – в этом компании научились максимально подстраиваться под нужды клиента.

В таких условиях пользователи услуги могли выбирать из множества предложений. Критериями для выбора были небольшой тариф, умеренный авансовый платёж и быстрота заключения договора.

Среди тенденций рынка лизинга в Нижнем Новгороде наметилось разделение компаний по разным направлениям. Одни выбрали в качестве специализации сельскохозяйственную технику, другие – авиационную, третьи – железнодорожную, четвёртые занялись лизингом определённых марок автомобилей. Такое рассредоточение стало следствием высокой конкуренции. Благодаря этому услуги каждой компании стали комплексными.

Разделились лизинговые организации и по виду предоставляемых услуг: кто-то вплотную занялся розницей, кто-то предпочёл работу только с корпоративными клиентами. Кроме того, стали отличаться друг от друга и сами программы лизинга, предлагаемые компаниями разной специализации.

Постепенно пропорция между автономными и банковскими организациями изменилась в пользу последних. Основав собственную компанию, предоставляющую лизинг оборудования, нижегородские финансовые учреждения стали отказываться от партнёрства с независимыми игроками. В таких непростых условиях устоять на ногах смогли лишь те структуры, которые успели обзавестись широкой клиентской базой, а также организации, получающие постоянное финансирование из-за границы. Чтобы продолжать успешно функционировать, лизинговые компании Нижнего Новгорода должны были опираться не только на заёмные, но и на собственные финансы.

В такой ситуации грянувший банковский кризис надолго блокировал действия игроков на рынке лизинга. Финансовые организации остановили кредитование своих партнёров – это мгновенно повлияло на лизинговые компании, ведь в большинстве своём они постоянно используют заёмные средства.

В связи с этим множество организаций приостановили свою деятельность, а многие – закрылись совсем. Это относится даже к тем компаниям, которые, казалось бы, прочно освоили рынок и успели выбрать собственную специализацию – лизинг легкового, пассажирского, грузового транспорта, торгового или промышленного оборудования.

Финансовые учреждения соглашались лишь на выдачу кредитов под непомерно большие проценты. Даже тем компаниям, что сотрудничали не с одним, а с несколькими банками, пришлось приостановить активность в сфере лизинга. Долгое время они занимали выжидающую позицию – по определению лизинговая деятельность долгосрочная и может переживать простои.

С течением времени, проведённого в условиях кризиса, некоторые компании окончательно «отсеялись», перепрофилировавшись либо вовсе оставив рынок.

Но всё же и в условиях банковского кризиса кредиты в Нижнем Новгороде продолжали выделяться. Разумеется, под высокие проценты и после тщательного рассмотрения кандидатуры компании-заёмщика. Это сказалось и на стоимости услуги лизингодателей. Однако те, кому действительно было необходимо оборудование или транспорт, смогли договориться и взять их в лизинг.

Сохранить жизнеспособность смогли многие из тех компаний, для которых лизинг не был единственной сферой деятельности. Так, в период разбушевавшегося кризиса стала более чем популярна услуга краткосрочной аренды автомобилей или того же технического оборудования. Связано это было с резким понижением дохода граждан: из-за отсутствия возможности предвидеть дальнейшую ситуацию новгородчане предпочитали построить планы хотя бы на ближайшее время, не рискуя связываться с долгосрочными кредитами.

Благодаря предпочтению краткосрочной аренды машин в Нижнем Новгороде и области невиданно снизился спрос на автолизинг. Такая ситуация была обусловлена ещё и переизбытком предложения транспортных средств, логичным для «автомобильной столицы». Лизинговые компании стали предпочитать сотрудничество только с непосредственными производителями авто, владеющими собственными транспортными парками на десятки машин.

Сам спрос на автомобили сдвинулся в пользу легковых средств передвижения и специализированной техники. Связано это с возросшими масштабами пробок на проезжих частях Нижнего Новгорода. После того, как кризис отступил, малогабаритные автомобили удержали свою популярность – именно их чаще всего стараются взять в лизинг организации и частные лица.

Кроме того, после обретения рынком относительной стабильности стало очевидным: мощный стимул развивать услугу лизинга в этой области – высокая степень износа оборудования на заводах и промышленных предприятиях Нижнего Новгорода. Как утверждают эксперты, степень устаревания местной техники доходит до цифры в 90 процентов. Особенно это касается крупных заводов и фабрик. По этой причине спрос на лизинг оборудования – металлообрабатывающего, строительного, производственного – будет стабильно повышаться.

Сегодня в сфере лизинга работают такие компании, как «Медведь», «Carcade», «Грузомобиль», «РусБизнесАвто», «Europlan» и другие, каждая со своей специализацией.