ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Аренда коммерческой недвижимости в Нижнем Новгороде: обзор рынка


аренда коммерческой недвижимости в Нижнем Новгороде 2010 год внёс оживление на нижегородский рынок коммерческой недвижимости. Аналитики утверждают, что именно этот сегмент во время кризиса первым достиг своего «дна», и, соответственно, первым и восстановится. Действительно, сегодня наблюдается гораздо большая активность арендаторов, чем, скажем, год назад. Сказывается и такой фактор, как «отложенный спрос»: тот, кто в кризисное время боялся брать в аренду коммерческую недвижимость и придержал средства, сегодня реализует свои докризисные намерения.

Агентства констатируют: их услуги сегодня становятся нужнее стороне, желающей сдать коммерческую недвижимость в аренду. Подсчитано, что по количеству торговых площадей по отношению к численности населения Нижний Новгород лидирует среди других областных центров Российской Федерации. По этому критерию город опередил даже Санкт-Петербург и Москву.

Более чем достаточная обеспеченность коммерческой недвижимостью, готовой к сдаче в аренду, была зафиксирована уже в 2008 году. Тем не менее, «автомобильная столица» продолжала привлекать инвесторов, и 2009 год принёс Нижнему Новгороду ещё 800 тысяч квадратных метров торговой площади.

В связи с этим влияние финансового кризиса в сфере коммерческой недвижимости видно особенно рельефно. Прежде всего, это резкое снижение спроса на торговую площадь – он уменьшился в разы. Кроме того, в регионе розничная торговля сократилась на 10%, а в секторе бытовой и офисной техники – почти на 50%. Вследствие этого стороны, предоставляющие коммерческую недвижимость в аренду, пошли на значительные ценовые уступки. Стоимость аренды торговых центров, магазинов, бутиков понизилилась как минимум на 15%. К такому результату, помимо кризиса, привёл переизбыток предложения на рынке коммерческой недвижимости.

Высокие арендные ставки сохранили только владельцы «статусных» или «вип» торговых центров, оринетированных на покупателей с высоким уровнем дохода. Для таких заведений соседствовать с недорогими торговыми точками – недопустимо.

В этих условиях стали менее доходными и сами торговые площади. Если в докризисное время вклады арендаторов оправдывались в целом через пять лет, а затем реализация продукции приносила только прибыль, то кризис вдвое увеличил срок, необходимый для окупаемости аренды коммерческой недвижимости. Это особенно невыгодно для тех, у кого инвестиции в бизнес были единоразовыми. В связи с непростой ситуацией на рынке коммерческой недвижимости строительство многих объектов было попросту «заморожено», а открытие достроенных торговых центров отложилось.

Многие арендаторы в Нижнем Новгороде вышли из ситуации, приняв гибкие решения: на месте планируемых ТЦ и автосалонов были открыты рынки. Действительно, в этот непростой для покупателя период они стали более востребованными торговыми объектами, куда граждане заходят охотнее. Само строительство рынков арендаторам недвижимости обошлось дешевле: были использованы лёгкие и недорогие конструкции. Тем не менее, такой вынужденный шаг не означает, что рынки возведены на долгое время: прогнозируемое продолжение «оттепели» в сфере коммерческой недвижимости вскоре может стимулировать к открытию давно запланированных объектов.

Ещё одна причина снижения ставок на аренду коммерческой недвижимости в Нижнем Новгороде – смещение реализации продукта в интернет-пространство. Освоение этого метода также частично было обусловлено мировым финансовым кризисом. Этот способ реализации техники, одежды, разнообразных услуг не требует торговых площадей.

В настоящее время предоставители аренды стараются удержать клиента и сотрудничать с ним на стабильной основе. Эксперты констатируют: в нынешних условиях предприятию арендатора ничто не мешает стать успешным. Кризис, ставший экзаменом на выживание, провёл своеобразный «отбор» среди предпринимателей, отсеяв наименее жизнеспособные торговые точки. Тем не менее, при условии социальной направленности как опытные, так и вновь открывшиеся центры смогут достойно представить свою продукцию. Ориентируясь на потребности общества, предприятие всегда может занять уверенную позицию среди конкурентов.

Кроме того, во время кризиса не пострадал сегмент продукции повседневной необходимости. Тяжёлая ситуация мало отразилась на аренде недвижимости для продуктовых магазинов, международных сетей товаров народного потребления.

Рынку офисной недвижимости финансовый кризис нанёс значительный урон. Арендаторы стали резко сокращать используемые площади, сдавать помещения в субаренду. Практиковались даже отказ от аренды офисной мебели и перенос части работ в домашнюю обстановку с применением техники. Вследствие этого предложение аренды офисной недвижимости в Нижнем Новгороде значительно превысило спрос. Ставки на такие объекты снизились почти вполовину, на столько же упала и сама доходность офисных площадей.

Всё же на сегодня констатируется возвращение арендаторов в офисные помещения – этот процесс параллелен улучшению экономической ситуации Поволжского региона.

В среднем, на рынке коммерческой недвижимости ежемесячно наблюдается пяти-десятипроцентный рост. Финансовые аналитики утверждают: сегодня очевидно, что теперешние цены на аренду – это и есть минимум, понижения не предвидится.

Особенно возрос интерес к аренде офисной недвижимости площадью между 30 и 50 квадратными метрами. Широко востребованы также помещения в 150-200 квадратных метров. Арендаторы – как небольшие, так и крупные компании.

Сегодня клиенты агентств недвижимости более требовательны к аренде коммерческих площадей. Так, многие стараются арендовать помещения внутри известного торгового центра, привлекающего стабильный поток посетителей. В том же случае, если торговая площадь не расположена на территории такого мощного объекта, то её местонахождение должно быть максимально удобным – например, на пересечении потока автотранспорта и пешеходов.