ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Способы и критерии оценки стоимости бизнеса


Оценке бизнеса всегда уделялось особое место. Это понятие включает в себя определение стоимости предприятия как субъекта деятельности, направленной на получение прибыли.
Любая организация, функционирующая как независимый субъект предпринимательской деятельности, нуждается в определении основных стоимостных критериев. Это вызвано объективной необходимостью владеть информацией об изменении стоимости бизнеса и его имущественного комплекса.

Имущественный комплекс предприятия включает в себя те функциональные составляющие, назначение которых в способствовании осуществления текущей деятельности, получении дохода. Это может быть недвижимость, транспортные средства, материалы, готовая продукция и товары, финансовые вложения, деловая репутация, товарные знаки.
Главная задача оценщика при определении стоимости бизнеса состоит в детальной и комплексной оценке всех его составляющих.

Любое предприятие - сложно организованная, многослойная структура. Ее границы зачастую могут распространяться на большой территории, и нередко иметь значительную географическую распространенность. Бизнес может включать офисные здания, сооружения, производственные и складские помещения, торговые площади.
Сложно преуменьшить значение организационной правовой формы и формы собственности оцениваемого предприятия.
Современным законодательством предусмотрены различные способы организации предпринимательской деятельности - от частной до холдингов и корпораций. В состав одного бизнеса может входить большое количество взаимосвязанных и аффилированных юридических лиц.

Объективная оценка бизнеса невозможна без всестороннего анализа движения денежных средств, источников их формирования и направленности расходования в пределах отдельных структурных частей и имущественного комплекса в целом. Кроме того, важное значение имеет критерий, учитывающий наличие в составе предприятия социально значимых объектов.
Стоимость оценки предприятия как хозяйствующего субъекта должна определяться с учетом того, что любая организация - это прежде всего юридически организованная структура. И любые его стоимостные характеристики должны оцениваться в разрезе предусмотренных законодательством условий деятельности.

Кроме этой отличительной особенности, нужно принимать во внимание и тот факт, что недостаточно оценить рыночную стоимость имущества, находящегося в собственности предприятия, то есть его материальных активов. Крайне важно учесть и его деловую репутацию, рентабельность и доходность производства, перспективы развития.
Капитал, составляющий базис любого бизнеса, обеспечивает деятельность всех подразделений бизнеса. При оценке необходимо рассмотреть и оценить стоимость собственных средств, как составляющей денежных потоков и часть актива предприятия - самую подвижную и быстрооборачиваемую.
Так, оценка акционерных обществ производится путем определения стоимости всего пакета акций, которые и представляют собой капитал.
Собственник бизнеса вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Бизнес в подобном контексте можно рассматривать, как товар, как предмет купли-продажи или любой другой предусмотренной законодательством сделки.
Такая трактовка понятия бизнеса характеризует его и со стороны "полезности" для потенциального покупателя. Одним из основных назначений бизнеса как объекта сделки, бесспорно, является его рентабельность, способность приносить прибыль.

В случае убыточности предпринимательской деятельности, такой бизнес перестает быть полезным. Как правило, низкая или нулевая рентабельность становится движущим фактором продажи всей структуры. При наличии интересной и положительной репутации на рынке и возможности у инвесторов-покупателей вложить деньги в покупку стабильного, но по разным причинам недоходного бизнеса, с целью развить его до прибыльного, формируется спрос в его стандартном понимании. Такова технология формирования представления о бизнесе, как о товаре.
Но получение развитие такого бизнеса или создание на его базе иной сферы деятельности неизбежно требует финансовых вложений, затрат и инвестиций.

Совокупность и соотношение принципов затратности и полезности лежит в основе определения рыночной стоимости бизнеса. В таком понимании, любые произведенные вложения должны априори быть рентабельными и окупиться в расчетный срок.
Употребление понятия "бизнес" в контексте сделки купли-продажи и оценки, аналогично с товаром, не может не иметь характерных и отличительных особенностей, принципов и критериев.

Отличительные черты бизнеса как товара


Главной и основной особенностью бизнеса является инвестиционный характер производимых на его приобретение затрат. Это, как правило, долгосрочные вложения, окупаемость которых может быть длительной и медленной. При таких условиях, даже наличие бизнес-плана, расчетов и прогнозов не может гарантировать задуманного результата. Процент риска достаточно высок и должен быть объективно учтен при оценке. Низкая рентабельность уменьшает привлекательность бизнеса как объекта инвестирования. Именно из потенциальной возможности получения доходов составляет базисную основу определения рыночной стоимости бизнеса.

Кроме того, бизнес - это целостная структура, но объектом оценки и продажи могут выступать ее отдельные составляющие. Задача оценщика - рассчитать стоимость отдельных групп активов и их совокупностей.
И потом, спрос на бизнес, формируется не только под воздействием его внутренней организации. Большое влияние на его стоимость оказывают и макропроцессы. Экономическая ситуация, стабильность или ее отсутствие неизбежно вызывают колебания в потребности приобретения того или иного бизнеса. Те же процессы имеют обратное течение. Качество руководства бизнесом может влиять на экономическое положение на том или ином уровне. Бизнес должен быть грамотно регулируемым - это его отличие от товара, которому управление, как таковое, не нужно.

И наконец, принимая во внимание значимость бизнес-процессов для устойчивости экономической ситуации, объективно возникает необходимость государственного регулирования критериев оценки бизнеса, спроса на него и определение его стоимости. Особое значение это имеет при оценке компаний, часть пакета в которых находится в государственной собственности.