Договор аренды офисного помещения это важный документ, который необходим предпринимателю, чтобы максимально оградить себя от возможных неприятностей связанных с недобросовестным арендодателем или прочими обстоятельствами, которые могут привести к спорным вопросам материальной ответственности. Также стоит учесть продление срока договора, обязанности ремонта, платы за услуги связь, коммунальные услуги и прочее. Об этих и других нюансах, которые стоит обязательно учесть при заключении договора на аренду офисного помещения и пойдёт речь. Итак, приступим к разбору пунктов:
1. Заранее следует проверить подлинность документов фигурирующих договоре, а именно:
-во-первых, обязательно ознакомиться с оригиналом документа на право собственности. Здесь копии недостаточно, потому что если имущество арестовано, или отдано кредитному учреждению под залог, то нотариально заверенная копия будет на руках, а оригинала - нет. Убедитесь в этом первоочерёдно.
-во-вторых, проверьте документы юридического лица. Обычно к договорам прикладывают копии, нотариально заверенные. Естественно оригиналы передавать никто не будет, но ознакомиться с такими можно, и нужно.
-и, в-третьих, проверьте документы БТИ. Это должны быть актуальные данные, планы на которых должны соответствовать текущему положению дел. Иначе могут возникнуть осложнения, которые если и не привлекут вас к материальной ответственности, то могут грозить лишением офисного помещения.
2. Заранее определите сроки договора, а также с условиями продления договора при завершении сроков. Чтобы избежать неприятностей, когда заканчивается срок действия договора аренды и не остаться при этом без офисного помещения, следует указать в каком порядке и в какие сроки будет закончен договор. Если вы рассчитываете на продолжительную аренду у конкретного арендодателя, можно в договоре указать что срок считается продленным, если к концу календарного года (или любой другой отметки) стороны не имеют претензий и невыполненных обязательств.
3. Заранее определите с обязанностями оплаты различных услуг, в том числе за электроэнергию, коммунальных услуг и прочих. Во избежание недоразумений, учитывая, что документы, как правило, оформляются только на арендодателя, стоит договориться, кто вносит плату. Пропись этого пункта в договоре, пусть то будет включение в плату за аренду, или отдельная оплата по счетам арендодателю лишит вас необходимости оспаривать, а порой и оспаривать в суде, этот достаточно неоднозначный вопрос.
4. Заранее определите, на кого возлагаются обязанности ремонта и поддержания эксплуатации арендуемого помещения. Логично предположить, что они закреплены за арендодателем, но тот в свою очередь может аргументировать свою позицию тем, что офисным помещением пользуется арендатор, следовательно, ответственность на нём. Суд, в случае если таковой будет, примет сторону арендатора, потому что ответственность лежит на лице, обладающем имущественными правами, то есть на арендодателе. Но таким решением вопроса вы можете сыскать дурную славу и однозначно испортить себя как потенциального арендатора в лице арендодателей офисных помещений. Предостережение - лучшая защита.
Это основные моменты, на которые нужно обязательно обратить внимание при заключении договора, при желании можно найти ещё несколько, но помните - главный друг это сознательность. Внимательно изучите весь договор, а спорные формулировки уточните у юристов и после внесения полной ясности с содержанием и прилагаемыми документами можете смело подписывать и не бояться недомолвок.