ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Малый бизнес России. Что мешает развитию?


Согласно результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, всего 4% населения страны имеют собственное дело, а подавляющая часть россиян (82%) никогда не испытывала свои силы в роли предпринимателей. Задумываются об открытии собственного бизнеса только треть наших сограждан, а 11% опрошенных опыт частного предпринимательства не принес желаемых результатов. Такова текущая статистика малого бизнеса в нашей стране.

Однако другие статистические данные (в частности, содержащиеся в отчете Национального института системных исследований проблем предпринимательства), казалось бы, противоречат сложившейся картине. Наоборот, казалось бы, ситуация выглядит весьма оптимистично: в стране увеличивается и число малых предприятий, и число предоставляемых ими рабочих мест, и показатель по расходам на основные средства, понесенным малым бизнесом. В среднем, по данным отчета совокупный рост составил примерно 15%, а это говорит, что российский малый бизнес устремляется к своему процветанию.

Насколько такое видение ситуации соответствует действительности? Попробуем разобраться.

По данным Росстата, структура отечественного малого бизнеса в 2012 году по сравнению с предыдущим годом осталась неизменной. По-прежнему львиную долю сектора занимает торговля, ремонт автотранспорта и бытовых изделий (31,49%), далее следуют операции с недвижимым имуществом и строительство, чья доля в сумме составляет свыше 30% малых предприятий.

При этом в большинстве секторов малого бизнеса уменьшилось число предприятий. В особенности отрицательная динамика затронула основной и самый крупный сегмент – торговлю, ремонт автомобилей и других изделий, где сегодня действует на 2,6 тыс. предприятий меньше, чем в прошлом году.

Что касается роста числа предприятий малого бизнеса, отмеченный в первом квартале 2012 года, то он произошел в основном благодаря 8 тыс. новых предприятий в сфере операций с недвижимостью и 3,5 тыс. новых предприятий, специализирующихся на оказании жилищно-коммунальных услуг. Причем последние, как полагают некоторые эксперты, вероятнее всего, следует отнести к открытым формально, то есть созданным дроблением уже существующих предприятий в целях уменьшения налоговых платежей.

Таким образом, если исключить из рассмотрения сферы недвижимости и ЖКХ, то выяснится, что количество новых предприятий в целом не увеличилось. Более того, в этом году была отмечена тенденция к сокращению количества предприятий малого бизнеса. По данным Росстата, в первой половине 2012 года на одну тысячу действующих предприятий приходилось 21,4 официально закрытых, что на 5,1 предприятия больше по сравнению с предыдущим годом. Если учесть, что в этом году открылось на 0,6 предприятий меньше, чем в прошлом (из соотношения количества новых предприятий к одной тысяче существующих), то при сохранении данных тенденций общее сокращение количества предприятий малого бизнеса вскоре станет очевидным.

Причина такого явления, в том числе, – всевозможные административные барьеры, особенно заметные в регионах. По данным Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», о наличии таких барьеров заявили 76% предприятий малого бизнеса из числа участников специального опроса. При этом по оценке 9% опрошенных уровень барьеров является «крайне высоким», а 27% оценили его как «достаточно высокий».

Не слишком гладко обстоят дела и с коррупцией в российском бизнесе. Как показал опрос, 39,1 % руководителей оценивают ее уровень как «высокий». Хотя напрямую признались в том, что время от времени дают взятки чиновникам, только 19% респондентов, показателен тот факт, что 44% руководителей малых предприятий не стали отвечать на этот вопрос. Стоит также отметить, что, по мнению респондентов, в создании большинства проблем для бизнеса виноваты правоохранительные органы (40%), а не преступные структуры (26%).

Государство пытается найти выход из сложившейся непростой ситуации. Только за последние 3 года из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса было выделено 124,5 млрд. рублей, однако эти деньги далеко не везде пошли впрок.

Чтобы удостовериться в этом, достаточно сравнить затраты на развитие малых предприятий с финансовыми результатами их деятельности. В среднем, эффективность малого бизнеса как налогоплательщика в 2 раза уступает эффективности крупного бизнеса, а расходы на поддержание аппарата чиновников, занятых реализацией соответствующих программ, достаточно высоки.

Кроме того, в настоящее время поддержка малого бизнеса, по сути, является своеобразной формой соцзащиты. Большинство мер господдержки подразумевают раздачу денег или льгот, что, в свою очередь, ведет к распространению ответной благодарности со стороны облагодетельствованных, проявляемой в таких формах, как лояльность на выборах или откаты.

Изменится ли ситуация к лучшему в ближайшие годы? Ответ на этот вопрос зависит как от того, сумеют ли субъекты федерации экономически эффективно распорядиться выделяемыми деньгами, так и от разработки новых мер господдержки, направленных на создание условий для развития малого бизнеса.