ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Менеджмент и маркетинг в предпринимательской деятельности


Предпринимательство - начинание бизнеса, нахождения и сочетания необходимых ресурсов, максимизации прибыли, финансирования деятельности, - предусматривает еще два важных умения.
Это управление предприятием, прежде всего - коллективом людей, и организация.
Управление, или менеджмент, в широком смысле является деятельностью, направленной на обеспечение существования определенной организации.
Если под организацией понимать предприятие, то управление можно разложить, по крайней мере, на такие элементы:

• управление производством;
• управление финансами;
• управление персоналом;
• управление сбытом продукции (услуг).

Для каждого из рассмотренных элементов нужны специальные знания, а функции управления выполняются работниками определенной квалификации.
Собственное производство контролируется инженерами и технологами, финансы - финансовыми менеджерами, бухгалтерами и аудиторами, персонал - специалистами по кадровым вопросам, сбыт - специалистами по продаже, маркетологами. Для того же, чтобы предприятие функционировало как единственное целое, необходимо наладить сотрудничество всех руководителей отдельных подразделов, подчинив их деятельность главной цели предприятия.
Содержание управления любой организацией заключается в исполнении таких функций:

• анализ;
• планирование;
• организации деятельности;
• мотивации;
• контролю.

Все упомянуты элементы управления связаны между собой, не существуют друг без друга и, обычно, реализуются в определенной последовательности. Дадим короткую характеристику каждому из них.

Анализ - это оценка состояния предприятия и его сравнения с состоянием предприятий-конкурентов, определения изменений, которые состоялись на протяжении определенного периода: месяца, квартала, года и тому подобное. Для оценки используются разные показатели. Это производительность труда (выработка на одного работника), выручка от реализации (валовой выторг), расходы на единицу созданной продукции, прибыль, рентабельность (прибыльность) и тому подобное. В процессе анализа определяются те факторы, которые влияют на смену упомянутых показателей.

Планирование — это определение целей последующего развития предприятия, которые воплощаются в конкретных результатах. Основной формой планирования как составляющей управления есть бизнес-план.
Без бизнес-плана не создается ни одно предприятие, не начинается ни один проект. Он является необходимым условием участия в конкурсах на получение определенных заказов, получения банковского кредита, привлечения средств инвесторов и тому подобное.

Организация — это процесс координации действий отдельных подразделов предприятия и отдельных работников. Организация предусматривает:
а) создание определенной структуры предприятия;
б) согласования полномочий работников разных уровней.

Мотивация — это процесс создания заинтересованности работников в достижении тех целей, которые определены предприятием. Искусство руководителей всех уровней заключается в создании особенных побуждений, которые бы стимулировали каждого члена коллектива предприятия.
Чтобы стимулировать работников, необходимо знать потребности, интересы и реальны возможности (способности) каждого из них. Если один работник наилучше будет реагировать на повышение заработка, то для другого важнейшим побуждением может быть карьерное продвижение или возможность совмещать работу и учебу и тому подобное.
Различают четыре основных вида стимулов, а именно:
1) материальное поощрение, которое реализуется в высшей заработной плате, премиях, участию (частице) в прибылях предприятия и тому подобное;
2) моральное поощрение, которое может воплощаться в публичной благодарности, получении почетных званий и тому подобное;
3)самореализация, что может приобретать формы овладения уникальными знаниями или навыками, достижения высших ступеней иерархии, преодоления определенных ограничений и тому подобное;
4) принуждение, которое предусматривает применение таких административных рычагов, как выговор, перевод на другую должность и тому подобное.
Каждая из рассмотренных форм стимулирования имеет преимущества и ограничения. Потому наилучшая мотивация создается при их целесообразном сочетании.

Контроль — это сравнение нормативных (таких, которые признаны как образец) и фактических показателей деятельности. В современном менеджменте контроль рассматривают как непрерывный процесс. Он направлен на проверку качества на всех этапах деятельности предприятия. Потому различают:

• начальный (входной) контроль: проверка качества ресурсов, с которых начинается производственный процесс;
• текущий контроль: проверка показателей на всех технологических этапах производства;
• итоговый контроль: сравнение результатов по конечным показателям деятельности предприятия.

По результатам контроля, если обнаружены отклонения фактических показателей деятельности от нормативных, разрабатываются мероприятия, корегируються планы. Все это должно в дальнейшем обеспечить соответствие установленным стандартам качества продуктов и услуг.

Все элементы процесса управления - анализ, планирование, организация, мотивация, контроль - предусматривают принятие управленческих решений. Управленческое решение является особенным продуктом деятельности человека, который владеет профессией менеджера.

Маркетинговая деятельность. Маркетинг происходит от английского слова— рынок. На первый взгляд, может показаться, что маркетинг — это теория сбыта. Но такое толкование не является правильным.
Принципиальное отличие между обычным сбытом и маркетингом заключается в том, что для сбыта важнейшим является при любых условиях реализовать созданный товар, а для маркетинга - удовлетворить потребности потребителей и подчинить производство потребностям.
Следовательно, маркетинг - это деятельность, направленная на изучения потребностей потребителей и их наилучшее удовольствие.
Определение потребностей опирается на маркетинговые исследования. Основной целью такого исследования является всестороннее изучение рынка, а основным инструментом (средством) исследования - сегментация рынка.

Целью сегментации является выяснение особенных потребностей или особенностей продажи в пределах каждого сегмента. Согласитесь, что питание детей до одного года должно существенно отличаться за содержанием от того, что потребляют старшие дети. А продажа товаров в обычных магазинах отличается от продажи в специализированных.
Так что маркетинг играет значительную роль в предпринимательской деятельности.