Развитие бизнеса в современных условиях невозможно без грамотного позиционирования компании на рынке товаров и услуг. Неоценимым подспорьем в этом деле оказывается торговая марка — отличительная черта предприятия, главный его имиджевый элемент и средство индивидуализации. Кроме того, торговая марка выполняет очень важную функцию рекламы, поскольку узнаваемость знака, приобретение торговой маркой статуса бренда, свидетельствует об успешности, известности компании и красноречиво говорит о качестве и популярности предлагаемых товаров и услуг.
Регистрация торговой марки — необходимый этап в деятельности компании, претендующей на высокие рыночные позиции и коммерческий успех. Зарегистрированная торговая марка — это гарантия того, что Ваши товары и услуги, успешно производимые под определенным названием, будут ассоциироваться у потребителя именно с Вашей компанией, принося Вам финансовую прибыль и увеличивая авторитет Вашего предприятия на рынке. Не зарегистрировав вовремя торговую марку, Вы рискуете потерять право на работу под Вашим уже известным и «раскрученным» товарным знаком, и можете даже быть привлечены к гражданской или уголовной ответственности лицом, официально зарегистрировавшем Вашу торговую марку раньше Вас. Такая недобросовестная конкуренция — достаточно частое явление, и избежать его вполне реально, вовремя осуществив все необходимые действия по получению законных прав собственности на торговую марку.
Первый этап регистрации торговой марки — подача заявки в Государственное патентное ведомство РФ и оплата государственной пошлины за рассмотрение заявки. После этого в Патентном ведомстве проводится формальная экспертиза заявки, включающая в себя проверку содержания заявки и необходимой сопроводительной документации, также проводится проверка на соответствие их установленным требованиям.
При положительном результате предварительной проверки заявка принимается к рассмотрению, в ходе которого проводится тщательная экспертиза заявленного обозначения. В ходе экспертизы проверяется наличие схожих с заявленным и ранее зарегистрированных товарных знаков, если таковые выявляются, то определяется степень сходства и однородность заявленных подателем заявки товаров и услуг тем товарам и услугам, для которых уже зарегистрированы найденные схожие товарные знаки. В ходе рассмотрения заявки заявителю могут быть направлены уточняющие запросы. Общий срок рассмотрения заявки составляет, как правило, от 12 до 15 месяцев.
В случае положительного результата рассмотрения заявки заявителю направляется соответствующее уведомление, затем производится регистрация товарного знака в Государственном реестре. В течение одного месяца после уплаты заявителем госпошлины за регистрацию торговой марки, выдается свидетельство на зарегистрированный товарный знак, которое действительно в течение 10 лет, по истечении которых срок действия свидетельства можно продлить.