ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Этика бизнеса


Деятельность предпринимателя предполагает высокую степень ответственности за свои решения и действия, в результате которых не только процветают или разоряются мелкие и крупные компании, но зачастую решаются судьбы людей.
Между тем, нравственные качества многих руководителей фирм и предприятий существенно ниже, чем у представителей других профессий.

Этика бизнеса (или так называемая деловая этика) является нормой поведения, неким внутренним нравственным стержнем, который обязательно должен присутствовать у предпринимателя любого уровня, начиная от менеджера низшего звена, и заканчивая председателем корпорации.
Специфика такой деятельности, как управление, вынуждает руководителя помнить о пределах своих возможностей и заботиться о последствиях своих действий.

Естественно, этика бизнеса не существует сама по себе – она неразрывно связана с человеком, который является носителем тех или иных этических норм.
Итак, какими этическими нормами нельзя пренебрегать современному менеджеру для того, чтобы не только быть успешным в своей области, но и не терять при этом человеческое лицо.

Во-первых, этичный менеджер точно знает, что его труд нужен не только ему, но и окружающим, относится к бизнесу творчески, считая, что это не рутина, а искусство.
Во-вторых, он не считает окружающих ленивыми и инертными, а точно знает, что люди вокруг точно также хотят максимально реализовать свой потенциал.

Нормы деловой этики предполагают уважение себя и окружающих, поскольку каждый человек является личностью.
Этичный руководитель знает о конкуренции и при этом готов сотрудничать, доверяет людям и уважает профессионализм во всех его проявлениях, а также уважает законы не только государственные, но и «неписанные» общественные.

Неотъемлемой частью этики бизнеса является деловой этикет, основу которого составляют некоторые правила поведения делового человека в различных ситуациях и который довольно жестко регламентирует знакомство, приветствие и прощание, выражение сочувствия, радости или благодарности, а также определяет культуру речи, правила ведения беседы, поведения на мероприятиях и за столом и тому подобное.

Дженом Ягером были сформулированы следующие правила делового этикета:
1. Не опаздывать. На человека, который опаздывает, нельзя положиться, в то же время, прийти вовремя – значит все успеть.
2. Держать язык за зубами, не болтать о сделках, корпоративных секретах и личной жизни коллег.
3. Любезность и приветливость будет по достоинству оценена коллегами, клиентами, заказчиками и начальством.
4. Внимание к точке зрения окружающих и их опыту способствует профессиональному росту.
5. Лучших результатов можно добиться только сообща, поэтому необходимо поддерживать хорошие отношения в коллективе.
6. Грамотная речь и письмо демонстрируют не только высокий уровень образования и деловые навыки, но и уважение к собеседнику.

К деловому этикету также можно отнести жестко регламентированный стиль деловой одежды (так называемый «дрес-код»), без которого в современном мире невозможно сделать карьеру менеджера.