ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Бизнес-моделирование


Термин "бизнес-моделирование" в современном словаре менеджера является одним из самых важных и модных. На смену внедрению старых систем пришли бизнес-модели.
Гуру менеджмента и просто популярные менеджеры выпускают в свет каждый месяц новые эффективные способы бизнес-моделирования.
Другие, менее известные менеджры стараются внедрять их на своих производствах.

Несколько лет назад бизнес-моделирование получило новый импульс к развитию в связи с широким внедрением IT моделей в бизнес. Поскольку без систем управления стало невозможно полнокровно развивать бизнес, то владельцы предприятий наряду со своими топ-менеджерами впервые серьезно задумали, как же осуществляется управление компанией.
Когда все свелось к тому, что компания должна быть представлена как модель, которая функционирует согласно какой-то имеющейся уже схеме, стало понятно, что без бизнес-моделей никуда.

Цель бизнес-моделирования – создать и внедрить такую систему управления и работы предприятия, которая позволила бы максимально эффективно продавать свои товары и услуги на рынке.
Таким образом, задачами бизнес-моделирования будут считаться следующие пункты. Во-первых, анализ существующей системы управления на предприятии. Во-вторых, анализ рынка. В-третьих, разработка бизнес-модели, позволяющей повысить эффективность работы и развития предприятия.
И четвертый пункт, о котором нельзя забывать, постоянный мониторинг развития предприятия.

Как видно, под бизнес-моделированием можно понимать довольно широкий круг деятельности.
Сегодня на российских предприятиях активно берут в штат директоров по развитию (бизнес-моделированию), которые должны внедрить ту или иную бизнес-модель. Есть даже специалисты по определенной бизнес-модели, которые предлагают ее как панацею для всех предприятий, не взирая на направление ее работы и специфику товара или услуги.

Давайте перечислим наиболее популярные бизнес-модели. Это «7 С», предложенная Питерсом, «Balance Scorecard» от Каплана и Норманна, «Концепция ежа» от Коллинза, «Purple Cow» от Годинга и «Пятая дисциплина» от Сенге. Даже российские топ-менеджеры уже отметились в этих списках, так например, Чичваркин (владелец компании «Евросеть») уже предложил бизнес-модель, которая основана на управлении эмоциями и красочном представлении товара.
Однако бизнес-моделированием занимаются не только менеджеры, но и ученые экономисты, которые в своих расчетах выстраивают довольно сложную бизнес-архитектуру.

Также успехом пользуется простое копирование уже сработавшей бизнес-модели. Например, бизнес-моделирование Майкрософта могут применять на себя не только его потенциальные конкуренты (о, скорее бы уже!), но и сети закусочных или магазинов одежды.
Конечно, это не правильно.
Бизнес-модели, созданные по копии, могут быть ограниченно успешны в определенных рамках специфичной деятельности и рынка. Компании необходимо разрабатывать бизнес-модель (аналитически визуализировать свой бизнес) исходя их собственных нужд и особенностей.