Оптимизация бизнеса представляет собой технологию разработки и налаживания функционирования системы непрерывного улучшения деятельности компании. Оптимизация бизнеса — длительный процесс, который имеет успех лишь в случае постоянной, непрерывной, кропотливой работы в указанном направлении.
Отправной точкой при оптимизации бизнеса или отдельного бизнес-процесса является уже существующая система или процесс, требующий лишь определенной доработки, шлифовки некоторых аспектов деятельности, приведения к требуемому виду с сохранением основных первоначальных характеристик. В таком подходе заключается основное отличие оптимизации от реинжиниринга бизнеса, при котором процесс создается с нуля.
Оптимизация подразумевает доработку «на ходу», « в процессе функционирования» и происходит, как правило, на уровне функций, не охватывая широкие, межфункциональные связи. Оптимизация бизнеса несет в себе гораздо меньшие риски по сравнению с кардинальными изменениями, реализуемыми в процессе реинжиниринга. Основная задача оптимизации бизнеса - улучшить уже существующие процессы в компании, устранить возможные несоответствия и шероховатости, повысить эффективность действующих принципов и бизнес-процессов, отладить их взаимосвязь.
Однако в последнее время в большинстве крупных компаний оптимизация приобретает значительные масштабы, приближаясь по своей сути к идее реинжиниринга, в этой связи уместно применение терминов «глобальная оптимизация» или «частичный реинжиниринг», отражающих некое переходное состояние.
Оптимизация бизнеса — это способ управления процессной деятельностью организации любого масштаба. Для правильного ее проведения стоит придерживаться некоторых общих принципов, соблюдение которых обеспечит максимальную эффективность применяемых мер и понятность их для непосредственных участников процесса:
- оптимизировать можно только действующий, прозрачный с точки зрения последовательности и содержания процесс. Если суть процесса четко не определена, а его описание затруднительно — значит оптимизировать, по сути, нечего, и процесс необходимо создавать с нуля;
- необходимо четко соблюдать направление оптимизации: снизу — вверх, от частного — к общему;
- оптимизация одного процесса не должна приводить к разбалансировке связанного с ним другого, поэтому очень важен тщательный анализ возможных последствий и путей оптимизации;
- необходим комплексный учет всех последствий оптимизации, особенно это касается влияния вносимых изменений на конечного исполнителя, увеличения объема или сложности его работы.
Оптимизация бизнеса — трудоемкий и длительный процесс, конечный результат которого, однако, при грамотном проведении, способен в полной мере оправдать затраченные ресурсы. Главная задача оптимизации — повышение эффективности бизнеса, путем устранения несоответствий между целями, задачами, внешними и внутренними условиями функционирования предприятия.