Банки помогают малому и среднему бизнесу участвовать в государственных заказах
В последние годы Правительство Российской Федерации в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики страны рассматривает оказание всесторонней поддержки развитию малого и среднего предпринимательства. Одним из эффективных механизмов такой поддержки является предоставление возможности предпринимателям участвовать в системе государственного заказа.
Для реализации этой инициативы в Федеральном Законе № 94-ФЗ от 21.07.2005г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено, что от десяти до двадцати процентов госзаказов должно размещаться у субъектов малого предпринимательства. На практике этот показатель составляет около пятнадцати процентов. Кроме того, процедуру распределения государственного заказа сделали публичной: размещение информации о конкурсах в общедоступных источниках (в том числе в сети Интернет) минимизировало влияние чиновников на прием и рассмотрение заявок поставщиков, что существенно снизило коррупционную составляющую процесса. Тем самым были созданы минимально необходимые административные условия для вовлечения малого бизнеса в систему государственного заказа.
Однако указанных мер недостаточно, и по-прежнему многие предприниматели недовольны системой государственного заказа. Одна из основных причин недовольства - невозможность участия в тендерах для субъектов малого предпринимательства ввиду слишком крупных лотов. Вопрос уменьшения лотов регулярно поднимается при разговорах о дальнейшей поддержке участия малого бизнеса в государственном заказе, однако реализовать на практике данные инициативы не всегда возможно. В то же время решить указанную проблему предприниматели могут и без административного дробления лотов. Содействие предпринимателям оказывают коммерческие банки: недостаточность собственных ресурсов для участия в тендере или для исполнения государственного контракта предприниматель может компенсировать за счет заемных средств. Специальные кредитные программы на обеспечение участия в конкурсах, аукционах и тендерах на размещение государственного заказа, а также на исполнение заключенного контракта нацелены как раз на решение подобных проблем. В частности, ОАО "БАЛТИНВЕСТБАНК" предлагает малому бизнесу два кредитных продукта: "Госзаказ" и "Госконтракт".
Кредит "Госзаказ" направлен на обеспечение участия компании в государственном или муниципальном тендере. Кредит предоставляется заемщику в соответствии с конкурсной документацией на сумму до 5% от максимальной стоимости контракта. Кредит может выдаваться одной суммой, путем выдачи банковской гарантии или установления лимита кредитования, в рамках которого предприниматель получает отдельные кредиты на участие в интересующих его конкурсах.
Кредит "Госконтракт" направлен на сокращение кассовых разрывов в деятельности компании непосредственно при исполнении заключенного контракта. Ведь зачастую сумма контракта превышает текущие объемы деятельности компании. А это означает, что имеющихся денежных потоков недостаточно, чтобы финансировать закупку товаров или комплектующих, расплачиваться с субподрядчиками и т.п. Предприятие вынуждено идти либо на снижение рентабельности деятельности за счет выстраивания сложных цепочек товарных кредитов и рассрочек платежа, либо заведомо находиться в зоне риска нарушения сроков исполнения договора. Целевой кредит предоставляется предпринимателю в размере до 25 миллионов рублей, на сумму до 50% от стоимости заключенного контракта. Расходование средств может быть направлено на текущую деятельность, связанную с исполнением контракта, в том числе, на внесение страхового депозита или оплату премии страховой компании для страхования ответственности участника тендера за неисполнение контракта. Кредит может выдаваться одной суммой, путем выдачи банковской гарантии или установления лимита кредитования, в рамках которого предприниматель получает отдельные кредиты в зависимости от своих потребностей.
Важной особенностью данных кредитных программ является то, что предоставление залога на сумму кредита не является для банка обязательным условием. Это существенно облегчает получение кредита для тех предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности не могут предоставить банку достаточное залоговое обеспечение на получение обычного (нецелевого) кредита.
Таким образом, предприниматели, заинтересованные в участии в системе государственного заказа, но испытывающие недостаток собственных ресурсов на эти цели, могут не вычеркивать данное направление деятельности как невозможное для работы, а, выстроив взаимоотношения с банком-партнером, успешно строить свой бизнес.
Источник:
Департамент малого бизнеса ОАО "БАЛТИНВЕСТБАНК"