После экономической катастрофы начала 1990-х годов, а также дефолта в 1998 году, доверие населения к банкам резко упало. Люди еще помнят, как «сгорели» их многолетние сбережения при банкротстве множества мелких и средних банков, при проблемах с ликвидностью в банках крупных, а также при развале финансовых пирамид, и теперь предпочитают копить свои сбережения дома, давать их в долг или инвестировать в ценные бумаги, но только не хранить на счетах, в том числе и депозитных.
Принятый в Государственной Думе закон “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”, несомненно, призван повысить доверие среднего россиянина к банковской системе, поскольку гарантирует, что вклад не пропадет даже в случае банкротства банка.
Суть страхования депозитов заключается в том, что в государстве при участии не только страховых компаний, но и бюджетных средств формируется страховой фонд, который компенсирует вкладчику сумму вклада в случае банкротства и ликвидации банка. На первых этапах ввода в действие системы страхования депозитов банки, участвовавшие в системе, использовали этот факт для получения конкурентного преимущества. Сегодня практически во всех крупных российских банках вклады подвергаются обязательному страхованию.
Система страхования депозитов безусловно необходима. Ее главной бедой является то, что в российской экономике она все еще является новинкой, и до сих пор не представилось возможности проверить ее эффективность в кризисных условиях.
Многие эксперты говорят о том, что страхование депозитов оправдывает себя только в условиях стабильной экономической ситуации, когда при точечном и довольно редком событии банкротства отдельно взятого банка его клиенты ничего не теряют, а получают свои вклады назад в целости и сохранности.
При наступлении экономического кризиса и массовых банкротствах крупных банков страхование депозитов совершенно бесполезно, поскольку в таких условиях вернуть вкладчикам их средства не только для страховых компаний, но и для государственного бюджета станет непосильной задачей.