ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Страхование банковских рисков


Необходимость банковского страхования обусловлена самой спецификой банковской деятельности и соответствующими рисками, природа которых заключается в неопределенности ситуации на отечественном и мировом рынках.
Сейчас ведущими страховщиками в области банковских рисков являются члены лондонского страхового объединения Ллойда.

Страхование банковских рисков обычно применяют для предотвращения последствий воздействия неконтролируемых факторов на банковскую деятельность. При этом объектом страхования банковских рисков является не только риск потери банком прибыли по сделкам, но и риск потери всего капитала.

Банковские риски очень разнообразны по своей природе:

- финансовые риски, в числе которых можно выделить: кредитный риск, процентный риск, риск ликвидности, инвестиционный риск, валютный риск, риск неплатежеспособности;

- функциональные риски, такие как: стратегический риск; технологический риск; риск операционных или накладных расходов (риск неэффективности); риск внедрения новых продуктов и технологий (внедренческий риск);

- другие внешние риски, такие как: риск несоответствия; риск потери репутации и т.д.

Возможность возникновения всех этих обстоятельств побуждает финансовые учреждения страховать свои риски.
Большинство банков уже пришло к выводу, что лучше перестраховаться и потратиться на страховой полис, чем в самом неблагоприятном случае обанкротиться.

При этом стоит отметить, что страхование банковских рисков - это не частное дело банка, поскольку кредитное учреждение рискует, прежде всего, не своими средствами, а вкладами своих клиентов.
Страхование капитала банка в полном объеме является невозможным. В виду этого обычно в банке создается специальный резервный фонд.
При этом выборочно страхуются особенно важные для конкретного банка вклады.

В отдельных странах у банков есть обязанность приобретения генерального банковского полиса.
Такое комплексное страхование средств вкладчиков, безусловно, помогает повысить репутацию банка и привлечь новые вклады и инвестиции.