ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Франчайзинг


франчайзинг Франчайзинг — это такой вид отношений между субъектами рынка, при котором одна сторона, называемая франчайзер, передаёт другой стороне, именуемой франчайзи, за специальную плату, роялти, право на ведение определенного вида бизнеса.

При этом франчайзи должен использовать разработанную франчайзером бизнес-модель ведения дела.

Франчайзинг является развитой системой лицензирования, при этом франчайзер предоставляет франчайзи возмездное право вести деятельность от своего имени. Франчайзи использует бренд, торговую марку франчайзера в работе.

Франчайзинг позволяет разрастаться успешным малым предприятиями, распространяться, обретать свои филиалы. Но при этом франчайзер и дистрибьютор – немного разные вещи. Обычно франчайзер – это дистрибьютор, но это не всегда так.

Франчайзинг имеет следующие нюансы и особенности:
1. Франчайзер передает франчайзи свою систему ведения бизнеса.
2. Франчайзи должен будет выплатить начальный взнос, который дает право войти в систему предприятий торговой марки или бренда.
3. Франчайзер в последующем будет получать определенный отчисления от франчайзи за то, что последний использует торговую марку франчайзера в своей деятельности.
4. Франчайзи обязательно применяет отработанную франчайзером схему ведения бизнеса, следуя инструкциям и правилам.

Иными словами можно сказать, что франчайзинг – это своеобразная аренда бренда или торговой марки. Между франчайзи и франчайзером заключается договор на использование франшизы. В договоре может содержаться различная информация. Он может быть простым, сложным, говорить о сотрудничестве в целом или описывать каждую деталь использования бренда. Также в договоре должна быть зафиксирована сумма отчислений, которые будет передавать франчайзи за использование франшизы. Денежная сумма может быть строго фиксированной, являться процентом от продаж, выплачиваться за определенный период и по установленным датам. Это все зависит от договоренности между субъектами отношений. Также требование об отчислениях может не указываться, но при этом франчайзи получает обязательство приобретать у франчайзера определенное количество работ, товаров или услуг.

Перед тем, как начать предлагать свою франшизу покупателям, франчайзер должен отточить свою систему ведения бизнеса. Все процессы должны быть эффективными. Для оптимального развития желательно иметь флагманское предприятие, на его основе расширять бизнес. Франчайзи должен покупать проверенную во всех смыслах модель ведения бизнеса, которая должна быть эффективной и отработанной.

Для начинающего бизнесмена франшиза - это отличная возможность показать себя, проверить свои качества предпринимателя на деле. Имея контроль со стороны франчайзера, все равно франчайзи является независимым. Контроль в основном направлен на повышение эффективности работы, выявление разнообразных проблем на этапе становления, устранение их. Это дает больше шансов развить свой бизнес, получить поддержку и опыт франчайзера, имея при этом юридическую и экономическую независимость. Проверенная модель ведения бизнеса хорошо подходит и для опытных предпринимателей. Приобретая франшизу, франчайзи становится частью целой системы, он не оказывается один на один со своим бизнесом, он получает постоянную поддержку, ему помогают избежать проблем, рисковых ситуаций. Франчайзинговая программа обычно отработана до мелочей, и предприниматель избегает множества сложных ситуаций.

Перед тем, как приобрести франшизу, франчайзи может ознакомиться с системой ведения бизнеса, узнать все нюансы и подробности. Для этих целей подойдет изучение действующих предприятий франчайзера, а также его коммерческое предложение. Франшизу можно приобрести в любой отрасли, поэтому каждый предприниматель имеет широкий диапазон выбора. Чем больше знаменито и раскручено предприятие, чем совершенней у него система ведения бизнеса, тем большее количество франчайзи оно имеет.

Франчайзинг отличается большим количеством положительных качеств, которые делают его популярным и привлекательным видом отношений на современном рынке. Плюсы франчайзинга для франчайзи:

1. Предпринимателю-франчайзи обеспечен успешный выход на рынок. Основной критерий франшизы – это востребованность услуг или товаров, которые предоставляет франчайзер. Получается, что франчайзи, открывая свой бизнес, уже имеет потребителей, которые знакомы с брендом или торговой маркой.

2. Франчайзи получает свободный доступ к опыту, знаниями франчайзера, его схеме ведения бизнеса. Франчайзер передает подробную инструкцию по результативному ведению бизнеса, а также полный механизм его функционирования. Франчайзи должен будет вести дело с учетом его специфических особенностей.

3. Франчайзи будет производить минимальные затраты на маркетинг и рекламу. Это возможно благодаря тому, что предприниматель будет являться частью уже известной сети, которая имеет определенный круг потребителей, раскручена и популярна. Франчайзи потребуется лишь оплатить первоначальную рекламу об открытии именно его предприятия на рынке. Текущая реклама обычно находится на обеспечении франчайзера.

4. Система поставок является гарантированной. Франчайзи обычно всегда обеспечены хорошими условиями для ведения бизнеса. Франчайзер старается обеспечивать это направление отличными ресурсами в полном объеме, так как это направление приоритетное и прибыльное.

Франчайзеры также имеют ряд выгод из франшизы, а именно:

1. Франчайзер получает стабильный объем продаж услуг или продукции благодаря тому, что франчайзи гарантированно приобретает определенные товары, продукцию, расходные материалы, услуги, что прописывается в договоре.

2. Франчайзер не имеет трудностей и затрат, которые обычно требуются при содержании своего предприятия. Не нужен подбор персонала, его обучение, поиск площади для ведения бизнеса, аренда и другие сложности. Всеми этими вопросами занимается сам франчайзи. Франчайзеру требуется лишь передать схему ведения дела, ввести предпринимателя в курс системы функционирования бизнеса и оказывать помощь лишь по некоторым вопросам.