ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Малый бизнес: у «нас» и у «них»


От уровня развития малого бизнеса напрямую зависит уровень экономического развития любой страны. Присутствие на рынке значительного количества малых предприятий стимулирует развитие конкуренции, заставляет крупные компании заботиться о внедрении новых технологий и повышении эффективности производства. Недаром поддержка малого бизнеса по сути означает поддержку рыночной, конкурентной экономики в целом.

В отличие от западных стран, в России малое предпринимательство лишено многовековых исторических корней. Изначально отечественный малый бизнес возник в результате проведенных государством экономических преобразований, что и обусловило уникальность его положения. В чем сегодня состоят схожесть и отличия малого бизнеса России и развитых европейских стран? Поговорим об этом в нашей статье.

Если сравнить данные по России с данными по Евросоюзу и США, то станет очевидно, что в нашей стране размер сектора малых предприятий в несколько раз меньше, чем за рубежом. Малый бизнес в западных странах развит намного лучше, чем в России. В Европе малые предприятия пополняют казну налогами более чем на 50%. На текущий момент в европейском малом бизнесе работают десятки миллионов предприятий, на которых трудится свыше 70%.

Несмотря на позитивную динамику в росте количества российских малых предприятий, их общая численность по-прежнему отстает от среднеевропейской. Так, если на тысячу человек в нашей стране приходится примерно 11,5 предприятий, то для государств Евросоюза этот показатель варьируется от 35 до 68. К тому же в России значительное увеличение численности малых предприятий, по мнению многих экспертов, связано с ростом количества фирм-однодневок. Как считают некоторые специалисты, около 50% российского малого бизнеса продолжает оставаться в тени.

Данные по количеству работающих на малых предприятиях также говорят не в пользу России: если для нашей страны этот показатель составляет около 22% в общей численности занятых, то на Западе эта величина доходит до 50-70%. Стоит сказать и об удельном весе продукции малых предприятий в ВВП: в большинстве западных стран этот показатель достигает 50%, а то и 70% ВВП, тогда как в России этот показатель не достигает и 18%.

Наконец, в отличие от экономически развитых стран, отечественный малый бизнес в целом развивается в сфере торговли и обслуживания. Сфера материального производства, и прежде всего обрабатывающая промышленность, строительство и добыча полезных ископаемых, в общей доле российских малых предприятий занимает весьма скромное место.

За неравное положение малых предприятий в России и за рубежом несут ответственность многие факторы. Своими успехами и большой ролью в экономике страны западный малый бизнес во многом обязан проводимой государственной политике. И в странах Евросоюза, и в США реализуются многочисленные и разнообразные программы поддержки, направленные как на сферу налогового регулирования, так и на область неналоговых правоотношений, действуют бизнес-инкубаторы, практикуется льготное кредитование.

В России также предпринимаются подобные меры поддержки малого бизнеса, однако эффект от реализации соответствующих программ до сих пор остается невелик. Отечественные малые предприятия и по сей день вынуждены мириться с такими проблемами, как несовершенство налоговой системы, наличие высоких административных барьеров при входе на рынок, давление криминальных структур, необоснованные поборы со стороны чиновников контролирующих государственных органов.

Не стоит забывать и о нехватке финансовых ресурсов для развития бизнеса при ограниченном доступе к банковским кредитам и финансовой помощи со стороны государства, о дефиците квалифицированных кадров, о слабой защищенности работников малых предприятий в социальном плане. Все перечисленные проблемы практически незнакомы малым предприятиям Запада.

И отечественный, и европейский растущий малый бизнес сталкивается со схожими трудностями, связанными с усложнением и формализацией структуры предприятия. Однако если правительства западных стран предоставляют растущему малому бизнесу реальную поддержку со стороны инфраструктуры, то из отечественных малых предприятий в программы господдержки попадают лишь единицы.

Реализуемые сегодня в России меры господдержки малых предприятий практически не охватывают сегмент растущего малого бизнеса. В отличие от западных стран, такие предприятия не могут рассчитывать ни на льготы при создании новых рабочих мест, ни на получение льготных кредитов, что в значительной степени тормозит развитие отечественного малого бизнеса.

Пути выхода из сложившейся ситуации лежат в разработке и реализации эффективной государственной политики поддержки малого бизнеса. Только снижение административных барьеров со стороны местных чиновников, введение льготных налоговых режимов, расширение возможностей получения льготных кредитов на развитие бизнеса, как это делается в развитых странах, способны превратить российский малый бизнес в действительную опору экономики страны.