Валовый национальный продукт - ВНП является важным фактором, который имеет большое воздействие на валютный курс.
Известно, что увеличение предложения продуктов повышает курс валюты, а увеличение внутреннего спроса понижает ее курс. В долгосрочном периоде более высокий национальный доход означает и более высокую стоимость валюты страны.
Рост ВНП означает общее хорошее состояние экономики, увеличение промышленного производства, приток зарубежных инвестиций в экономику, рост экспорта. Увеличение зарубежных инвестиций и экспорта приводит к увеличению спроса на национальную валюту со стороны иностранцев, что выражается в росте курса. Общий спрос на денежных рынках возникает в результате использования денег как средства обращения. Определенный запас наличности постоянно требуется для покрытия неизвестной стоимости сделок, возникающих при обмене денег на товары и услуги. Спрос на наличные деньги в результате различных сделок зависит от годового объема такого рода сделок и тесно связан с уровнем произведенного продукта - ВНП. Как правило, участники международных торговых операций выбирают валюты тех стран, в которых они предполагают наибольшие расходы.
Например, покупатель национального продукта, созданного в США, предпочтет иметь на руках доллары независимо от того, живет ли он в США или в любой другой стране, так как продавцы американских товаров обычно в качестве валюты платежа выбирают доллар. Спрос на доллары представляет собой, таким образом, спрос на право покупки части ВНП США.
Таким образом, спрос на валюту данной страны должен быть пропорционален ВНП этой страны независимо от того, откуда проистекает этот спрос.
Связь между национальным продуктом и спросом на деньги страны играет центральную роль в количественной теории спроса на деньги. Уравнение количественной теории исходит из того, что предложение денег любой страны равно спросу на деньги, который прямо пропорционален стоимости ВНП. Для отдельно взятой страны и остального мира количественная теория денег дает следующие известные уравнения:
M = k * P * у, и Mf = kf * Pf * yf,
где M и Mf - внутреннее и внешнее предложение,
P и Pf - уровни цен,
y и yf - реальные (в постоянных ценах) национальные продукты,
k и kf - поведенческие коэффициенты, определяемые каждым уровнем.
Иногда предполагают, что k является постоянным числом, хотя факты говорят о том, что k изменяется.