ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Покупка бизнеса за рубежом


Поскольку российский малый бизнес переживает сегодня не лучшие времена, все большее количество наших предприимчивых соотечественников принимают решение о покупке бизнеса в одной из европейских стран. Во многом популярности такого шага способствует тот факт, что в государствах Евросоюза практически нет ограничений для приобретения готовых фирм иностранными покупателями.

По словам экспертов, в последние годы отмечается значительное увеличение спроса на покупку действующих малых предприятий. Наиболее привлекательными с точки зрения россиян являются такие государства, как Германия, Испания, страны Восточной Европы. В Германии наши соотечественники чаще всего покупают производственные фирмы, в Испании – туристические фирмы, рестораны, развлекательные центры, в Болгарии и Чехии – отели.

При этом если по истечении 3 лет владельцу приобретенной компании удастся наладить безубыточный бизнес, то он может рассчитывать на получение постоянного вида на жительство – такой механизм действует во всех странах ЕС. А если вид на жительство будет продлеваться властями страны в течение 10 лет, то по окончании этого срока владелец успешной фирмы может подавать документы на получение постоянного гражданства.

Конечно, покупка действующей компании – не единственная возможность для ведения собственного дела в другой стране. В качестве альтернативы может выступить создание бизнеса «с нуля», однако такой вариант связан с большими предпринимательскими рисками, поэтому подходит далеко не всем. Напротив, при покупке готовой фирмы владелец в большинстве случаев избавляется от необходимости искать подходящее помещение, налаживать связи с поставщиками и партнерами, нарабатывать клиентскую базу, формировать штат специалистов, покупать оборудование и т.д.

Однако приобретение действующего бизнеса хотя и уменьшает риски, но не исключает их совсем. Прежде всего, купленное предприятие может потребовать дополнительных денежных вложений, а то и вовсе оказаться убыточным. Продавец может сознательно умолчать о некоторых недостатках объекта (например, о необходимости капитального ремонта). Но если готовый бизнес прозрачен и продается по адекватной стоимости, то он может принести заметные выгоды уже в ближайшее время после заключения соответствующей сделки.

Как избежать «подводных камней» при покупке готового бизнеса? Лучший способ – обратиться в компанию, специализирующуюся на предоставлении такого рода услуг. Квалифицированные сотрудники такой компании, юристы и финансисты, проведут экспертизу документов и финансовый аудит приобретаемого предприятия, что в значительной мере снизит опасность встречи с недобросовестным продавцом.

Правда, вам обязательно потребуется удостовериться и в добросовестности посреднической фирмы. Об ее надежности могут свидетельствовать такие критерии, как наличие лицензии, известное имя, готовность делиться информацией о своей деятельности, положительные отзывы в Интернете. А вот отсутствие у посредника своего офиса сразу должно настораживать – это самый верный признак возможного мошенничества.

Сам процесс покупки готового бизнеса начинается с подбора оптимального варианта. На первом этапе вы получите доступ только к фотографиям бизнес-объекта, данным о его общих характеристиках и финансовых показателях. Затем, в ходе переговоров, вы сможете лично пообщаться с владельцем продаваемого бизнеса и задать ему все интересующие вас вопросы. Далее подписывается протокол о намерениях, где указывается цена объекта, порядок и сроки внесения оплаты, а также прочие особенности готовящейся сделки купли-продажи.

Следующий шаг – аудит покупаемого бизнеса и проверка всех юридических документов. На заключительном этапе покупки составляется основной договор купли-продажи. Окончательный вариант документа подлежит согласованию покупателем и продавцом, при участии юристов как с той, так и с другой стороны. После подписания договора купли-продажи выполняется работа над выполнением его условий, которая, в частности, включает подготовку документов приобретенной фирмы для их передачи новому владельцу. Сделка считается завершенной после проведения всех расчетов и перехода прав собственности к покупателю.

Отдельно следует позаботиться о поиске надежного управляющего. Если вы не планируете переезжать за рубеж и управлять бизнесом самостоятельно, вам потребуется опытный человек, который будет это делать за вас. Такого человека можно найти через местные кадровые агентства или даже в самой приобретенной компании, среди персонала которой вполне может оказаться сотрудник, способный справиться с этой ответственной ролью.