ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Главная >> Вопросы и ответы юриста на тему «Финансы и бизнес» >>

Использование названия производителя


Вопрос:

Хочу открыть магазин молодежной одежды в одном из торгово-развлекательных центров города. Могу ли я торговать одеждой без заключения договора франчайзинга с компанией-производителем этой одежды? Будут ли мои действия законны, если я дам магазину название этого производителя?

Ответ:

Если название фирмы-производителя зарегистрировано на территории РФ как товарный знак, то оно, согласно статьям 1225, 1477 ГК РФ, является объектом исключительных интеллектуальных прав. Обозначения, сходные с этим товарным знаком, согласно статье 1484 ГК РФ, без разрешения правообладателя никому использовать нельзя – причем не только на товарах, но и в рекламе, вывесках, объявлениях, документации. Даже в случае, если товарный знак не зарегистрирован, но обладает яркими отличительными признаками и широко используется в пределах определенной территории, как бренд, он также становится объектом исключительных интеллектуальных прав.

Возможно, под «названием производителя» вы подразумеваете просто фирменное наименование. Но даже в этом случае только юридическому лицу (согласно статье 1474 ГК РФ) принадлежит исключительное право его использования в качестве средства индивидуализации. Поэтому использование этого фирменного наименования в качестве названия магазина будет нарушением исключительного права производителя.

Таким образом, чтобы ваша деятельность была законной, необходим договор об использовании названия производителя. Это может быть обычный лицензионный договор или договор франчайзинга (согласно статье 1027 ГК РФ, он называется «договор коммерческой концессии»). Любой из этих договоров необходимо зарегистрировать Роспатенте.