ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Главная >> Мошенничество бухгалтеров >>

Схема 6. Мошенничество при осуществлении расчетов с должниками


На предприятиях, которые имеют большое количество покупателей (или заказчиков) процветает такой вид злоупотреблений, как откаты от должников. Типичный пример такого предприятия – организация, работающая непосредственно с розничной торговой сетью. Она может продавать любые товары народного потребления - продукты, одежду, обувь, бытовую химию, парфюмерию и т.д. - сразу десяткам или сотням заказчиков. При этом товар, как правило, отпускается с отсрочкой платежа (срок отсрочки оговаривается в договоре).

На практике не все покупатели рассчитываются за товар вовремя. Информация о задолженности каждого из них находится в бухгалтерии. Здесь возникает благоприятная почва для мошенничества. Допустим, компания А по какой-то причине не может рассчитаться с вашим предприятием вовремя, и в ближайшее время вряд ли у нее такая возможность появится.

Бухгалтер, ответственный на вашем предприятии за данный участок работы (или главный бухгалтер) требует погасить задолженность, связываясь с бухгалтерией или руководителем компании А. Причем бухгалтер грозится подать на должника в суд, если вопрос с погашением задолженности не решится в ближайшее время.

Представитель компании А предлагает бухгалтеру обсудить ситуацию в конфиденциальной беседе. В процессе встречи бухгалтеру делается заманчивое предложение – на некоторое время (к примеру, на 2 месяца) он должен отказаться от любых действий, направленных на взыскание задолженности, за что ему будет выплачиваться «вознаграждение» наличными деньгами.

Таким образом, покупается согласие вашего бухгалтера на то, что средствами вашего предприятия долгое время будет распоряжаться кто-то другой. В конце оговоренного срока либо тихо погашается задолженность, либо договоренность продлевается на новый срок. Чаще всего действия бухгалтера для начальника остаются незаметными.

Размер своеобразной «пени» (выплачиваемой бухгалтеру, естественно, неофициально), может варьироваться в зависимости от ситуации. Допустим, если задолженность компании А составляет 500 долларов США, то за каждый день просрочки бухгалтеру могут предложить 0,3% от суммы, т.е. 1,5 доллара в день. За 2 месяца (40 рабочих дней) набирается сумма в 60 долларов США. Предложение может показаться очень выгодным, если учесть, что бухгалтеру при этом не придется делать абсолютно ничего.

Надо сказать, что фирма-должник может рассчитываться с вашим бухгалтером не только деньгами. «Вознаграждение» может выплачиваться, к примеру, несколькими канистрами бензина ежемесячно, кирпичом для дачи и пр.

Именно поэтому руководитель должен держать вопрос о задолженностях клиентов под своим контролем. И если при большом количестве клиентов досконально знать задолженность каждого практически невозможно, знать «проблемных» клиентов (регулярно опаздывающих с оплатой) необходимо.

Полезно устраивать бухгалтеру выборочные проверки – например, просить предоставить полную информацию о расчетах с конкретными клиентами, уточнить причины возникновения просроченных задолженностей (если они имеются). К тому факту, что бухгалтер не предпринял мер по погашению просроченной задолженности (не связался с бухгалтерией и руководством предприятия-должника, не довел информацию до вас), необходимо отнестись со всей серьезностью и строгостью.

Хорошим вариантом будет обязать бухгалтера сообщать вам о появившейся просроченной задолженности в день ее возникновения. В этом случае вам будет легче держать под контролем ситуацию с «проблемными» клиентами. С другой стороны, бухгалтер не сможет утаивать факты имеющихся просроченных задолженностей ради получения личной выгоды.

См. также: Схема 7. Мошенничество при расчете с контрагентами