Схема 10. Мошенничество при списании «хозяйственных» расходов
Любое предприятие регулярно тратит определенные денежные суммы на хозяйственные расходы. Обычно на эти деньги приобретаются небольшие партии товаров, необходимые для обеспечения жизнедеятельности офиса и поддержания устойчивой работы предприятия.
Это могут быть, к примеру, средства для ухода за оргтехникой (спреи, жидкости для очистки, чистящие салфетки и пр.), канцтовары, конверты, бумага для оклейки окон и т.д.
Затраты эти, как правило, незначительны. Однако многие недобросовестные бухгалтеры видят даже здесь большое поле для злоупотреблений.
Когда у предприятия появляется необходимость в приобретении каких-то товаров за наличный расчет, бухгалтер берет из кассы на руки подотчетную сумму денег. Если бухгалтер уверен в своей безнаказанности, он может потратить, например, половину этих денежных средств на нужды предприятия (к примеру, купит в магазине пару флаконов жидкости для протирки мониторов), а оставшиеся деньги просто положит себе в карман.
Для последующего списания с себя, как с подотчетного лица, израсходованной суммы бухгалтеру необходимо иметь квитанции, товарные или кассовые чеки или другие документы, подтверждающие оплату данного товара. Бухгалтеру несложно для отчетности собрать какие-нибудь чеки (или их копии) на недостающую сумму – понятно, что достать их при желании не составит труда.
Если чеки настоящие (не отсняты на цветном принтере), правильно оформлены, а суммы совпадают, то придраться будет не к чему, а, значит, уличить бухгалтера в воровстве довольно сложно.
Тем не менее, выявить мошенничество можно. Как? Прежде всего, поинтересуйтесь, для чего бухгалтер берет именно такую сумму и как собирается ее потратить?
Требуйте отчет о денежных средствах, потраченных на хозяйственные расходы, незамедлительно – в тот же день или на следующий день после покупки товаров. Ведь, понятно, что на покупку хозяйственных мелочей в магазине много времени не надо.