Схема 11. Бухгалтер убеждает поменять обслуживающий банк
Бухгалтер может пытаться улучшить свое финансовое положение с помощью перевода компании на обслуживание в другой банк. При этом никакой объективной необходимости в смене банка может и не быть.
Иногда на главного бухгалтера крупных компаний представители банка выходят сами – предлагая перейти в их банк на постоянное обслуживание. Их логика ясна – клиенты с большими оборотами и значительными остатками денежных средств на расчетных счетах приносят банку большую выгоду. Чтобы заполучить таких клиентов банки готовы даже понести определенные расходы. Эти средства направляются, как правило, на то, чтобы привлечь на свою сторону главных бухгалтеров этих компаний, предварительно материально заинтересовав их.
Говоря простым языком, бухгалтер получает определенную сумму денег за то, что сумеет убедить руководителя компании в необходимости перейти в другой банк на постоянное обслуживание. Чаще всего часть денег выплачивается авансом, а другая часть – после осуществления перехода.
Здесь могут быть разные схемы. Возможно, например, банк предложит предприятию оформить ссуду на очень выгодных условиях. Переговоры ведутся через главного бухгалтера. Бухгалтер сообщает директору, что есть возможность оформить ссуду через хороших знакомых – правда, необходим хороший откат. Директор, находя условия ссуды очень привлекательными, соглашается. Бухгалтер берет откат себе и оформляет ссуду в соответствующем банке.
Через месяц-другой в дружеской беседе с директором бухгалтер говорит о том, что ссуда подвернулась очень кстати, и вообще – какой хороший банк, в нем столько преимуществ по сравнению с тем банком, где они сейчас обслуживаются. Здесь обычно перечисляются многочисленные «достоинства» нового банка (например, меньший процент за расчетно-кассовое обслуживание) и «недостатки» обслуживающего банка. Знающему бухгалтеру найти аргументы, которые убедят директора, будет совсем несложно. Директор приходит к убеждению, что дела в их банке «совсем плохи», и интересы компании требуют срочно перейти на обслуживание в новый банк.
Так банк добивается своего – получает выгодного клиента. Но больше всего доволен, конечно, хитрый бухгалтер, которому удалось обвести вокруг пальца директора и получить солидное «вознаграждение».
Часто главный бухгалтер самостоятельно ищет пути заработать на смене банка. Если компания прочно стоит на ногах и имеет неплохие обороты, это не будет сложным делом. Бухгалтер может позвонить управляющему какого-либо банка и сообщить, что их компания желает сменить обслуживающий банк и рассматривает его банк как один из подходящих вариантов. Далее происходит личная встреча с представителем банка, на которой бухгалтер заявляет, что есть несколько спорных нюансов, но он сделает все возможное, чтобы работать вместе и т.д. - в общем, открыто дает понять, что все будет хорошо, если он сможет на этом деле заработать…
Если с первым банком по каким-то причинам взаимодействие не сложится, бухгалтер ведет переговоры с другим – ведь компания с хорошими оборотами заинтересует любой банк. Руководитель должен быть начеку, ему необходимо уметь предвидеть и предотвращать подобное развитие событий, ведь в данной ситуации бухгалтер руководствуется только корыстью и меньше всего думает об интересах компании.