ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Главная >> Мошенничество в сфере финансов >>

Схема 9. Сообщи мне свои данные


Еще один вариант использования банковской карты без ведома хозяина связан с тем, что многие платежные системы не требуют саму карту – только ее данные и персональные данные владельца.

Наиболее распространенный и простой для аферистов способ получить нужную информацию – это позвонить владельцу пластиковой карты и сделать так, чтобы он сам сообщил эти сведения. Телефоны клиентов банка легко узнать из базы данных, а ее в свою очередь можно легко купить на любом московском рынке.

Естественно, никто не станет добровольно сообщать свои данные и данные пластиковой карты постороннему человеку. Поэтому мошенники прибегают к обману. Опишем наиболее распространенный сценарий, по которому действуют аферисты. На эту удочку попались уже многие москвичи – держатели кредитных карт.

В один прекрасный день на телефон владельца кредитной карты звонит человек, который представляется сотрудником банка. После приветствия аферист сообщает, что по кредитной карте просрочен платеж и имеется задолженность. Удивленный и обеспокоенный держатель карты, исправно вносящий платежи, начинает интересоваться, какая у него задолженность и когда образовалась.

Тогда мнимый сотрудник банка говорит, что, возможно, произошла ошибка и предлагает проверить сведения. Для этого он просит жертву назвать свои фамилию, имя, отчество, паспортные данные, номер карты и номер ссудного счета, может спросить также номер договора и пин-код.

При помощи такого нехитрого обмана аферисты узнают необходимые им сведения, с помощью которых могут расплачиваться пластиковой кредитной картой в некоторых платежных системах без ведома ее хозяина.

Способы противодействия аферистам, действующим по такой схеме, довольно просты. Никогда не сообщайте посторонним персональные данные, даже если этот посторонний представился сотрудником банка. Если вам позвонили «из банка» и спрашивают персональные данные, просите звонившего назвать его фамилию, имя, отчество, должность. После этого кладите трубку и перезванивайте в банк. Скорее всего, служащего с такими данными вы не найдете.

Для проверки, действительно ли это сотрудник банка сверяет сведения или аферист пытается получить информацию, можно называть неверные данные. «Перепутать» серию и номер паспорта, номер пластиковой карты, назвать другое имя и так далее. Аферист не заметит подвоха, ведь ваших персональных данных у него пока нет, и получаемую информацию он ни с чем сверить не может.

Еще одной косвенной приметой может быть то, что номер не высвечивается. Настоящим сотрудникам банка при проведении телефонных переговоров нет необходимости скрывать свой номер. Выяснив, что звонит мошенник, следует прекратить разговор и как можно скорее обратиться в правоохранительные органы.

Еще один способ, при помощи которого аферисты получают персональные сведения – электронная почта. Мошенники рассылают письма от имени банка, в которых сообщают об установке нового программного обеспечения, либо о сбоях в компьютерной системе и просят заемщиков подтвердить персональные данные и данные кредитной карты.

Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него ни в коем случае. Ни один из банков таких писем никогда своим клиентам не рассылает.

См. также: Схема 10. «Помощь» с возвратом комиссии