От неприятностей на дорогах никто из автолюбителей не застрахован. Но наиболее частой проблемой, с которой сегодня приходится сталкиваться московским водителям, является эвакуация машин, связанная с их парковкой в местах, которые для этого не предусмотрены.
Впервые подобная практика была введена в Москве летом 1995 года, когда мэрия столицы приняла правила принудительной эвакуации автомобилей. За более чем 15 лет они не претерпели существенных изменений, и сегодня «Городская служба перемещения транспортных средств» (ГСПТС), работая в круглосуточном режиме, по-прежнему отправляет на штрафстоянки машины, которые были оставлены их владельцами у обочины, даже если водитель отсутствует всего лишь несколько минут.
Движение на московских улицах достаточно интенсивно в любое время суток, и ночью на дорогах пробок ничуть не меньше, чем днем. Поэтому автомобили, оставленные их владельцами на стихийных и необорудованных парковках, могут создавать дополнительные проблемы для движения автотранспорта.
В подобных ситуациях сотрудники ГСПТС имеют право без уведомления водителя отправить его транспортное средство на штрафную стоянку, пребывание на которой в первые сутки стоит 300 рублей. Впоследствии же для эвакуированных транспортных средств применяется почасовая тарификация. Так, если владелец автомобиля не объявился в течение суток, то час пребывания его машины на штрафстоянке в последующие два дня обойдется в 40 рублей. По истечении этого срока тариф будет увеличен вдвое.
Правила принудительной эвакуации автомобилей в Москве предусматривают, что машины могут быть отправлены на штрафную стоянку не только в случае, если припаркованы в неположенных местах, к которым относятся тротуары и обочины дорог, а также межквартальные проезды. Сотрудники ГСПТС имеют право эвакуировать автомобиль также в ситуации, если он препятствует работе снегоуборочной техники либо перекрывает проезд других транспортных средств.
В последнем случае правила распространяются и на машины, которые припаркованы во дворах. Кроме этого, автомобиль может оказаться на штрафстоянке в том случае, если мешает проведению митингов и демонстраций, а также парадов и праздничных шествий.
Сотрудники ГСПТС вправе эвакуировать автомобиль как в присутствии владельца, так и без него. В первом случае ситуация значительно упрощается, так как документы, подтверждающие факт транспортировки машины на штрафстоянку, можно будет получить прямо на месте, после чего проследовать на одну из пяти специальных стоянок Москвы и после уплаты штрафа, а также возмещения расходов, связанных с эвакуацией, забрать автомобиль.
Если машина была отправлена на штрафстоянку в отсутствие водителя, то в этом случае сперва придется выяснить, куда именно ее доставили, позвонив в справочную службу ГСПТС. А после этого необходимо будет получить документы, которые дают право на то, чтобы забрать автомобиль со штрафстоянки, которые можно оформить на территории спецавтобазы «Курьяново».
К сожалению, нередки случаи, когда сотрудники ГСПТС превышают свои полномочия и принудительно эвакуируют машины, находящиеся на специально оборудованных парковках либо оставленные на ночь во дворах. В этой ситуации есть два выхода – уплатить штраф и забыть об инциденте либо отстаивать свои права в судебном порядке.
Правда, в последнем случае придется позаботиться о доказательствах того, что в момент принудительной эвакуации автомобиля правила его парковки не были нарушены. Такими доказательствами могут являться сохранившиеся парковочные талоны либо показания очевидцев, которые смогут подтвердить, что машина была припаркована в специально отведенном для этого месте.