Согласно законодательству, граждане, приехавшие в Москву на постоянное или временное место жительство, обязаны пройти регистрацию в органах регистрационного учета, каковыми являются органы внутренних дел.
Регистрация может быть осуществлена по месту пребывания или по месту жительства. Первым является гостиница или любое другое помещение, в котором гражданин проживает временно, а вторым – квартира, жилой дом, комната в общежитии или ином специализированном доме, а также жилье, арендованное у собственника либо используемое по договору социального найма.
Регистрация по месту пребывания требуется, если гражданин России планирует находиться в Москве более 3-х месяцев. Временная регистрация необходима при устройстве на работу, оформлении ребенка в детский сад или в школу, дл обслуживания в поликлинике и т.д. Регистрация по месту пребывания может быть оформлена на срок до 5-ти лет.
Регистрация по месту пребывания обязательна и для иностранных граждан. Более того, гражданин другого государства не может находиться на территории Москвы без регистрации более трех рабочих дней, в противном случае ему придется платить штраф.
При регистрации по месту пребывания у гражданина сохраняется регистрации по месту жительства. Для оформления регистрации по месту пребывания в регистрирующий орган необходимо представить заявление о регистрации по месту пребывания, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документы, на основании которых гражданин получает право временно проживать в указанном жилом помещении.
Регистрация по месту пребывания в Москве осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственником жилого помещения, с нанимателем (при проживании в домах государственного жилищного фонда) или с правлениями жилищных или жилищно-строительных кооперативов.
Несовершеннолетние дети регистрируются по месту пребывания их родителей независимо от согласия перечисленных лиц.
Для регистрации по месту пребывания ребенка, не достигшего 14-летнего возраста, его законные представители должны представить в регистрирующий орган свидетельство о рождении и документы, удостоверяющие их личность.
Регистрация по месту жительства производится при представлении в регистрирующий орган следующих документов:
- заявление о регистрации по месту жительства;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- документы, на основании которых гражданин вселяется в жилое помещение.
Так, если гражданин вселяется в квартиру, находящуюся в его собственности в Москве, а также в собственности других граждан или юридических лиц, то он должен представить в регистрирующий орган:
- документ, который подтверждает право собственности на данное жилое помещение (договор купли-продажи, свидетельство о праве собственности, договор мены, договор дарения, договор ренты, свидетельство о праве на наследство);
- договор найма (поднайма);
- письменное согласие на вселение в данное жилье, которое необходимо дать собственнику на вселение членов семьи, или опекуна или попечителя, если гражданин вселяется в жилье, занимаемое лицом, находящимся под опекой или попечительством.
Для регистрации временного проживания в Москве по месту жительства в регистрирующий орган необходимо представить:
- договор найма, поднайма, передачи жилья во временное пользование;
- заявление лица, предоставившего жилье с согласия нанимателя, наймодателя и граждан, с ними проживающих;
- письменное согласие собственника жилого помещения, или правления ЖК, ЖСК, или организации (при вселении в общежитие), или органа опеки (если жилое помещение, куда вселяется гражданин, занимает лицо, состоящее под опекой или попечительством).
При вселении на государственную жилую площадь в регистрирующий орган необходимо представить:
- ордер на вселение;
- договор коммерческого или социального найма;
- письменное согласие на вселение нанимателя, наймодателя и проживающих с ними совершеннолетних граждан.
При регистрации по месту жительства в Москве на жилой площади, выделенной под служебные цели, необходимо представить:
- выписку из решения столичного органа исполнительной власти о вселении в данное помещение;
- письменное согласие организации;
- письменное согласие нанимателя и проживающих с ним несовершеннолетних граждан.
Наконец, если гражданин вселяется в общежитие, то он должен представить:
- внутриведомственный ордер, который выдает организация, КЭЧ (КЭУ);
- письменное согласие нанимателя и проживающих с ним совершеннолетних граждан, а также организации, управляющей жилым фондом, в котором находится данное общежитие.