Диверсификация (от латинского diversificatio – разнообразие) – расширение ассортимента товаров, выпускаемых предприятием, за счет внедрения новых технологий и разработок либо освоения других отраслей производства.
Диверсификация позволяет не только увеличить прибыль предприятия, но и делает его более привлекательным для инвестиций, так как риски капиталовложений за счет увеличения ассортимента товаров существенно снижаются.
В некоторых случаях диверсификация внедряется на производстве, чтобы избежать возможного банкротства, когда определенный тип товара перестает пользоваться спросом у покупателей из-за перенасыщения рынка сбыта.
Различают связанную и несвязанную диверсификацию. В первом случае субъект хозяйствования осваивает производство новых видов продукции в смежной области.
Например, предприятие, специализирующееся на изготовлении колготок, налаживает выпуск носков. Несвязанная диверсификация – освоение новых областей производства, которые не имеют отношения к основной сфере деятельности предприятия.
В банковской сфере диверсификация подразумевает распределение инвестиционных средств между субъектами хозяйствования различных отраслей, что позволяет снизить риск потери капитала.