Императивные ограничения свободы предпринимательской деятельности
Свобода предпринимательской деятельности имеет двойственную сущность, она публичноправовая и частноправовая. Демонстрируя свое публично-правовое содержание, норма Конституции РФ о свободе предпринимательской деятельности действует в сфере отношений между государством и индивидом, определяя объем гарантируемой экономической свободы. Когда же данная норма обнаруживает свое частноправовое содержание, она проявляет генетическую связь с частноправовыми нормами гражданского законодательства и может действовать и в сфере частных («горизонтальных») отношений.
С точки зрения Ивановой Е. В., двойственность возникает в силу того, что Конституция сочетает в рамках института социально-экономических прав два внутренне противоречивых принципа: принцип рыночной свободы и принцип социальной справедливости. В силу двойственной природы (как права человека и как основные направления государственной политики) конституционные экономические права воплощают в себе сочетание частных и публичных интересов. Ограничения предпринимательской деятельности может быть в трех формах:
1. полное ограничение, при котором определенным лицам запрещается осуществление любых видов предпринимательской деятельности, то есть имеет место запрет осуществления ее вообще;
2. частичное ограничение, при котором запрещается определенным лицам осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности;
3. установление законом ограничений при осуществлении уже ведущейся предпринимательской деятельности.
К первой группе ограничений, в частности, можно отнести запрет заниматься предпринимательской деятельностью, применимый к определенной категории граждан, среди которых несовершеннолетние, недееспособные граждане. Данные субъекты не могут заниматься предпринимательской деятельностью в силу объяснимых причин - предпринимательская деятельность осуществляется гражданином на свой страх и риск, следовательно, гражданин должен обладать полным объемом правоспособности и дееспособности, чтобы иметь возможность заключать сделки и выполнять обязанности, однако недееспособные и несовершеннолетние не имеют полного объема дееспособности, а потому не должны допускаться законодателем к осуществлению предпринимательской деятельности (исключение - эмансипация либо признание гражданина полностью дееспособным, когда отпали основания для признания его недееспособным).
Лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть зарегистрированы как предприниматели с правом осуществления соответствующего вида деятельности до окончания срока, установленного приговором суда. Кроме того, государственные органы имеют право требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не нарушая при этом коммерческой тайны. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.
Кроме данных групп лиц, запрещено заниматься предпринимательской деятельностью государственным служащим, в силу важности и ответственности занимаемых ими должностей и выполняемых функций и в силу того, что занятие предпринимательской деятельностью, помимо государственной службы, может создать конфликт интересов и привести к значительному обогащению государственного служащего за счет неправомерного использования принадлежащих ему служебных полномочий, конфиденциальной и другой информации. Запрет заниматься предпринимательской деятельностью установлен для данной категории граждан с целью защиты государственного аппарата от коррупции, а предпринимательского оборота от недобросовестных субъектов.
Вместе с тем, как известно, государственные служащие с легкостью обходят подобные запреты, регистрируя бизнес на своих близких родственников. Такое положение дел недопустимо, способствует процветанию коррупции, в связи с чем требуется законодательное ограничение свободы предпринимательства не только запретом заниматься предпринимательской деятельностью для государственных служащих, но и для их ближайших родственников: супругов и детей. Кроме этого, ограничения в государственном регулировании права на занятие предпринимательской деятельностью выражаются в установлении различных правовых обременений субъектов предпринимательства.
Прежде всего это необходимость легитимизации субъектов предпринимательской деятельности, обязанность платить налоги и сборы. Например, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает общие требования, которым должны соответствовать лица, желающие заняться предпринимательской деятельностью. В частности, в статье 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указано, что для регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходимо предоставить в регистрирующий орган (ФНС России) следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
2. Копию основного документа (как правило, паспорта);
3. Документ об уплате государственной пошлины.
Для разных категорий физических лиц (несовершеннолетние, иностранные граждане и т. п.) устанавливаются дополнительные требования к документам. Перечень требуемых документов для регистрации юридического лица несколько шире. Однако, несмотря на это, в России действует уведомительный порядок регистрации. При соответствии всех предъявленных документов действительности и требованиям закона, регистрирующий орган не имеет права отказать гражданину в регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя либо в регистрации на его имя юридического лица.
К ограничениям уже существующей предпринимательской деятельности можно отнести защиту конкуренции и противодействие злоупотреблениям монопольным положением на рынке. Многочисленные запреты в осуществлении предпринимательской деятельности установлены, например, в Федеральный закон «О защите конкуренции» , которым запрещается:
1. злоупотребление доминирующим положением на рынке;
2. совершение антиконкурентных действий органами власти, местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля;
3. недобросовестная конкуренция и др.
Защита прав потребителей и необходимость осуществления контроля за качеством и безопасностью продукции, всех видов услуг и работ. Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо отметить, все ограничения свободы предпринимательской деятельности связаны исключительно с намерением законодателя защитить коммерческий оборот и самих субъектов предпринимательской деятельности. Существующие в настоящее время ограничения, по мнению автора, не выходят за рамки допустимого, явным образом не нарушают Конституцию РФ и достаточно эффективно оберегают коммерческий оборот, позволяя, при этом, практически всем желающим создать собственный бизнес. Другой вопрос - насколько выгодно можно вести такой бизнес в России, однако он остается за границами данного исследования.
Единственный момент, на который мы особенно обращаем внимание, это недостаточно жесткое ограничение свободы предпринимательства для родственников государственных служащих. Отсутствие запрета заниматься предпринимательской деятельностью для данных категорий граждан приводит к разгулу коррупции, неправомерному обогащению чиновников и членов их семьи, убыткам из федерального и местного бюджета, неправомерной конкуренции и большому количеству других правонарушений. С целью устранения данной проблемы, считаем необходимым законодательно запретить осуществлять предпринимательскую деятельность лично, через представителей, быть учредителем или акционером в юридических лицах, для супругов и детей государственных служащих.