Регламентация деятельности индивидуальных предпринимателей
В связи с тем, что по законодательству ряда стран отсутствует необходимость в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, представляется, что в этих странах возникновение предпринимательской дееспособности индивидуального предпринимателя должно связываться с моментом фактического начала осуществления предпринимательской деятельности в данном качестве.
Статус индивидуального предпринимателя имеются некоторые общие начала, которые возможно систематизировать и выделить следующие специальные принципы:
1. Свобода выбора целей деятельности и средств, для ее осуществления.
2. Обязательная государственная регистрация лица занимающегося предпринимательской деятельностью.
3. Равенство всех участников предпринимательской деятельности в конкурентной борьбе на рынке.
4. Строгое соблюдение юридических норм, норм морали и правил общества при реализации предпринимательской деятельности.
5. Повышенный уровень ответственности перед государством и обществом. Эти специальные принципы могут являться базой для формирования других принципов конституционно-правого статуса индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.
Индивидуальным предпринимателем считается физическое лицо, осуществляющее деятельность, направленную на получение прибыли в связи с продажей товаров или оказанием услуг.
Понятие «предприниматель» отсутствует, законодатель просто предлагает альтернативу юридическим коммерческим лицам. Следовало бы дополнить ст. 23 ГК РФ следующим содержанием – предпринимателем признается гражданин, глава фермерского хозяйства, а также гражданин-учредитель коммерческой организации, признаваемой в соответствии с законом субъектом малого предпринимательства, занимающийся самостоятельной профессиональной, инновационно-экономической, индивидуально-трудовой предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, направленной на систематическое получение прибыли.
Видится разумным принять закон «Об индивидуальном предпринимательстве в Российской Федерации», который должен быть направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободу предпринимательской деятельности и формирование системы государственных гарантий для индивидуальных предпринимателей. Все перечисленные проблемы законодательной регламентации деятельности индивидуальных предпринимателей сказываются на том, что число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей [в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств] в течение ряда лет снижается.
На наш взгляд, обособление законодательной регламентации деятельности индивидуальных предпринимателей в конкретном законе способствовало бы увеличению численности индивидуальных предпринимателей. Так как нормативноправовые акты, регулирующие возникновение и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей, упорядочивают отношения в сфере предпринимательской деятельности, у государства появляется возможность не только осуществлять контроль в данной области, но и предоставлять всем участникам гражданского оборота правовую информацию и проводить адресно соответствующие социальные меры поддержки частного бизнеса, а также наиболее эффективно вести борьбу с нелегальным предпринимательством.
В процессе своей деятельности индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам, возлагаемым на него разными нормами права, требующим от него выполнения в разное время. Но искать перечень этих обязанностей в каком-то локальном нормативно-правовом акте бессмысленно. Индивидуальные предприниматели наряду с физическими лицами обладают личными имущественными и неимущественными правами, перечень которых содержится в Конституции РФ, Гражданском кодексе и в других нормативно-правовых актах Российской Федерации. По законодательству РФ индивидуальный предприниматель имеет как права, так и обязанности.
Проанализировав судебную практику можно сделать вывoд, что вопросы отнесения имущества физического лица к доходам от предпринимательской деятельности решаются судами на основании норм публичного права, в чaстности норм Нaлогового кодекса Российской Федерации. Мы полагаем, что подобная практика складывается ввиду отсутствия соответствующих нoрм в pоссийском гражданском законодательстве. Вместе с тем, на основании анализа положений абз. 1 ст. 2 НК и п. 1 ст. 2 ГК, устанавливающих предметы правового регулирования соответственно налогового и гражданского законодательства, мы делаем вывод, что вопросы отнесения имущества физического лица к доходам от предпринимательской деятельности должны быть устaновлены ноpмами именно гражданского законодательства и применение норм НК в данном случае мы не находим правильным.
Мы рaзделяем изложенные выше точки зрения ученых и считaем, что разграничение деятельности физических лиц, осуществляемой ими в процессе обычной жизнедеятельнoсти oт, собственно, предпринимательской деятельности можно провести по целям деятельности. Целью индивидуального предпринимательства может быть только получение прибыли, в противном случае, в соответствии с положениями ст. 2 ГК , такая деятельность не будет являться предпринимательской.
По нашему мнению, ответственность индивидуальных предпринимателей имеет ограничение вполне обоснованно и законно и вызвана в связи с особенностями предпринимательской деятельности, ее особенным характером осуществления и её риском, который является повышенным. Ограниченная ответственность лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью может содержаться не только в законе, но и быть установлена договором. П.1 ст.15 Гражданского кодекса РФ прямо указывает на то, что” лицо, право которого было нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено иное возмещение убытков в меньшем размере”.
Но также можно отметить, что заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства не имеет какой-либо юридической силы. Соглашение об ограничении размера должника по договору, в котором кредитором выступает гражданин, который выступает в качестве потребителя не имеет никакой юридической силы в том случае если размер ответственности для данной формы обязательств либо ответственность за данное нарушение определено законом и соглашение заключено до наступления обстоятельств, которые влекут за собой ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Необходимо отметить, все ограничения свободы предпринимательской деятельности связаны исключительно с намерением законодателя защитить коммерческий оборот и самих субъектов предпринимательской деятельности. Существующие в настоящее время ограничения, по мнению автора, не выходят за рамки допустимого, явным образом не нарушают Конституцию РФ и достаточно эффективно оберегают коммерческий оборот, позволяя, при этом, практически всем желающим создать собственный бизнес. Другой вопрос насколько выгодно можно вести такой бизнес в России, однако он остается за границами данного исследования. Единственный момент, на который мы особенно обращаем внимание, это недостаточно жесткое ограничение свободы предпринимательства для родственников государственных служащих.
Отсутствие запрета заниматься предпринимательской деятельностью для данных категорий граждан приводит к разгулу коррупции, неправомерному обогащению чиновников и членов их семьи, убыткам из федерального и местного бюджета, неправомерной конкуренции и большому количеству других правонарушений. С целью устранения данной проблемы, считаем необходимым законодательно запретить осуществлять предпринимательскую деятельность лично, через представителей, быть учредителем или акционером в юридических лицах, для супругов и детей государственных служащих.
Современное законодательство о банкротстве индивидуального предпринимателя и особенностях процедуры банкротства несовершенно и требует доработок, как относительно оснований признания предпринимателя банкротом, так и относительно перечня процедур, которые могут применяться при банкротстве. Вполне очевидно, что процедура наблюдения должна получить гораздо большее распространение, а для этого необходимо, чтобы законодатель закрепил ее в перечне ч. 2 ст. 27 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Главная особенность заключается в том, что ИП – это физическое, а не юридическое лицо. Однако несмотря на это, регулирование происходит по закону о юридических лицах. Именно поэтому процедура в отношении частников была возможна до принятия профильного нормативного акта, касающегося физических лиц. Тем не менее к гражданину могут быть применены не все процедуры, которые указаны в законе о банкротстве предприятий. В число основных этапов, которые проходит дебитор входят:
- наблюдение;
- реализация собственности;
- мировая сделка (скорее не этап, а возможность, прибегнуть к которой можно на любой стадии процесса).
В то же время есть исключения. Особый подход предусмотрен в отношении лиц, которые обладают производственным комплексом или другой собственностью, нуждающейся в постоянном управлении и способной приносить доход. Тогда некоторые этапы процесса заимствуют из закона о юридических лицах. Например, санация и внешнее управление.
Вторая особенность состоит в том, как определяется несостоятельность. Суд откроет дело о признании банкротства только в том случае, если непогашенные требования кредиторов составляют не менее 10 000 рублей, вне зависимости от отношения этой задолженности к совокупной стоимости имущества, которое принадлежит дебитору.
Оценивая устойчивость финансового положения субъекта, арбитражные управляющие учитывают факт невозможности погашения долгов не только в текущем периоде, но и в будущем. То есть если у вас сезонный бизнес, долги не спишут, пока не убедятся в полной, независящей от времени года, неплатежеспособности. Важно, чтобы после уплаты всех обязательных взносов у предпринимателя оставалось количество средств, достаточное для полноценного участия в экономической деятельности. Если это оказывается невозможным, признаки банкротства очевидны – пора подавать заявление. К основным особенностям признания несостоятельности частного предпринимателя относят следующее:
– Как только арбитражные суды принимает заявление, автоматически законную силу теряет регистрация деятельности бизнесмена и все полученные им лицензии.
– Лицо, объявленное неплатежеспособным, не может повторно регистрировать свою деятельность в течение пяти лет после производства по делу.
– Помимо невозможности заниматься бизнесом, субъект на тот же срок лишается права занимать должность в органах управления юридического лица или иным образом участвовать в высшем менеджменте предприятия.
Если говорить в целом об институте банкротства, то он нацелен на сохранение бизнеса, несмотря на то, что собственники приняли все меры, чтобы его «угробить». Неправильное его использование может привести к сокрушительным последствиям во всей экономики, так как институт банкротства является мощнейшим инструментом экономической политики, без его совершенствования невозможно улучшение инвестиционного климата.