ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

История возникновения и развития пенитенциарного законодательства в период Царской России


Термин «пенитенциарный» происходит от латинского слова penitent (кающийся, исправляющийся) и означает порядок отбывания наказания в виде лишения свободы по приговору суда.

Формирование положений пенитенциарного законодательства началось еще при становлении государства и права Древней Руси. Наиболее известным памятником древнерусского права, содержащим нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, является Русская Правда, древнейшей редакцией которой была Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного и Урока мостников.

Объединенные в Русской Правде нормативные предписания основывались на существующих обычаях и сложившейся практике наказания за опасные для князя и общества деяния. Положения об уголовных наказаниях и их исполнении получили дальнейшее развитие в период образования и укрепления Русского централизованного государства. Важным источником рассматриваемых норм стали общероссийские Судебники 1497 и 1550 г., где были объединены предписания Русской Правды, обычного права и судебно-прецедентной практики.

По сравнению с Русской Правдой система наказаний и процесс их исполнения по Судебникам 1497 и 1550 г. приобретают более суровый характер, направленный на максимальное устрашение преступников и населения. В связи с этим основное наказание в виде штрафа вытесняется смертной казнью, телесными наказаниями и лишением свободы. Довольно распространенным стало наказание в виде помещения в тюрьму. Оно предусматривалось за взяточничество, ложное обвинение судей в умышленном неправосудии (ст. ст. 4, 6 Судебника 1550 г.) и другие виды преступных деяний.

Новым этапом в формировании предписаний об уголовных наказаниях и их исполнении было состоявшее из 25 глав и 967 статей Соборное уложение 1649 г. Соборное уложение пошло по пути дальнейшего наращивания устрашающего начала наказания и процесса его исполнения, ярко выраженной мести преступнику за совершенное деяние. В основном стали применяться наказания в виде смертной казни, телесные (в том числе членовредительские) меры, тюремное заключение и ссылка.

В Соборном уложении наметилась тенденция к расширению применения тюремного заключения, которое назначалось на определенный (от трех дней до четырех лет) либо неопределенный (на сколько государь укажет) срок. Новым видом наказаний была ссылка преступников (в окраинные города, остроги, крепости, имения и др.). Сурово относился законодатель к ворам и разбойникам. За первую кражу вора надлежало бить кнутом, отрезать ему левое ухо, лишить свободы на два года, имущество его отдать потерпевшим, в тюрьме работать в кандалах, где государь укажет, а после отбытия тюремного заключения сослать в окраинные города (ст. 9 гл. 21); за повторную кражу - бить кнутом, отрезать правое ухо, лишить свободы на четыре года с работой в кандалах, где укажет государь, по отбытии тюремного заключения сослать в окраинные города (ст. 10 гл. 21); за третью кражу и более - наказать смертной казнью с передачей имущества вора потерпевшим.

Разбойнику за первый раз надлежало отрезать правое ухо, лишить свободы на три года с работой в кандалах по указанию государя, имущество его отдать потерпевшим, после отбытия тюремного заключения сослать в окраинные города (ст. 16 гл. 21). За повторный разбой следовала смертная казнь с передачей имущества разбойника потерпевшим (ст. 17 гл. 21).

За попытку во время церковной службы обратиться непосредственно к царю или патриарху с челобитной (просьбой, жалобой) следовало челобитчика "вкинуть в тюрьму, на сколько государь укажет", иначе говоря, назначить лишение свободы на любой срок.

Если бояре и воеводы без государева указа, за взятку отпустят со службы ратных людей, то их ожидает жестокое наказание, что государь укажет (выбор видов наказаний не ограничен) (ст. 11 гл. 7). Принцип неопределенности наказания, с одной стороны, создавал благоприятную почву для его индивидуализации, но, с другой стороны, открывал широкие возможности личному и судебному произволу.

Важным источником предписаний о системе наказаний и их исполнении стал Артикул воинский 1715 г. - произведенная Петром I при его непосредственном участии первая систематизация уголовно-правовых норм России. Артикул предусматривал усиление суровости наказаний и их исполнения, развивая идеи Уголовного уложения о мести преступнику и устрашении населения.

Довольно значительное распространение получила ссылка на каторжные работы или галеры на определенный срок либо бессрочно.

Большое внимание к решению этой государственной задачи проявила Екатерина II. В процессе проводимой ею реформы местного самоуправления образуются приказы общественного призрения, на которые в соответствии со ст. ст. 390, 391 возлагаются функции организации и управления исполнением лишения свободы в работных и смирительных домах (Уложение об учреждениях по управлению губерниями Российской империи 1775 г.) Существенный вклад в пенитенциарное право внес проект Екатерины II об устройстве тюрем, который предусматривал совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизацию условий содержания заключенных, определение правового статуса администрации.

19 июля 1819 г. с разрешения и под покровительством Александра I в Петербурге было образовано Попечительское о тюрьмах общество, уставом которого предусматривалось содействие нравственному исправлению преступников и улучшение состояния заключенных. К средствам исправления были отнесены:

1) постоянный надзор за заключенными;
2) размещение их по роду преступлений;
3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности;
4) занятие их приличными упражнениями;
5) заключение провинившихся или буйствующих в уединенное место.

26 мая 1831 г. Комитет Министров России принял к сведению сообщение министра внутренних дел о введении в действие одобренной Попечительским о тюрьмах обществом тюремной инструкции, регламентировавшей исполнение лишения свободы. Инструкция регулировала условия приема и размещения, режима, труда, быта заключенных. По объему и содержанию вошедших в нее предписаний она была, по существу, важным шагом к созданию общетюремного кодекса России.

Первым систематизированным законодательным актом об исполнении лишения свободы стал Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 г. (с изменениями и дополнениями от 1842 г.), который развивал и детализировал положения тюремной инструкции. При Николае I была проведена систематизация уголовного права, завершившаяся принятием 15 августа 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Оно устанавливало два главных разряда наказаний: уголовные и исправительные. К наказаниям уголовным были отнесены:

1) лишение всех прав состояния и смертная казнь;
2) лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы;
3) лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь;
4) лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ (ст. 19).

Виды смертной казни определялись приговором суда. К исправительным наказаниям были отнесены:

1) потеря всех особенных прав и преимуществ и ссылка в отдаленнейшие или менее отдаленные места Сибири с временным заключением или без него;
2) ссылка на житие в другие, кроме сибирских, более или менее отдаленные губернии с потерей всех особенных прав и преимуществ, с заключением или без него;
3) временное заключение в крепости с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного;
5) временное заключение в тюрьму;
6) кратковременный арест;
7) выговор в присутствии суда: замечания, внушения, денежные взыскания.

В целом система наказаний и их исполнения - по сравнению с Соборным уложением 1649 г. и Артикулом воинским 1715 г. стала менее жестокой. 20 ноября 1864 г. в ходе прогрессивной судебной реформы, под влиянием буржуазных веяний принимается Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Одновременно с судебной реформой началась и тюремная реформа. Пенитенциарная система царской России представляла собой сложный комплекс государственно-правовых учреждений с определенным правовым статусом и организационно-управленческими структурами, установленными законодательными и ведомственными нормативными актами.

В процессе реформы пенитенциарной системы Государственный совет принял решение сосредоточить управление местами заключения в Министерстве внутренних дел и образовал центральное тюремное ведомство Главное тюремное управление (ГТУ) (27 февраля 1879 г.), входящее сначала в состав МВД, а с 1895 г. - в Министерство юстиции. Главное тюремное управление как орган центрального управления определяло основные направления и содержание реформы пенитенциарной системы, в свою очередь, приспосабливаясь к новым условиям жизнедеятельности государства и общества.

В 1877 г. утверждается комиссия для составления "общего систематического проекта тюремного преобразования" под председательством тайного советника К. Грота. Комиссия провела громадную работу по изучению зарубежной практики исполнения наказаний с целью использования ее при реформировании пенитенциарной системы России. Совершенно новым структурным звеном, не имеющим аналогов в зарубежной пенитенциарной практике, было образование в его составе тюремной инспекции, на которую возлагались обязанности разработки проектов законодательных актов, проведение ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью.

Одновременно с созданием института тюремных инспекторов, в целях обеспечения реализации карательной политики государства, усиления контрольных функций совершенствования управления местами заключения, учреждается новая коллегиальная организация - Совет по тюремным делам. В состав Совета царским указом вводились лица высшего эшелона власти, представляющие различные ведомства. По замыслу учредителей Совета по тюремным делам, на его обсуждение, по усмотрению министра юстиции, могли выноситься проекты смет доходов и расходов, вопросы тюремного устройства, пересылки арестантов, исправления заключенных, управления и отчетности и другие вопросы, имеющие большое значение для системы мест заключения.

В пенитенциарной системе царской России преимущество составляли тюрьмы, в стенах которых содержались самые разнообразные по правовому положению заключенные под стражу:

1) состоящие под следствием и судом, обвиняемые в преступлениях и проступках, для пресечения способов их уклонения от следствия и суда;
2) осужденные на временное заключение в тюрьме;
3) лица, определенные на кратковременный арест по приговорам общих судов, не подвергавшимся телесным наказаниям до издания Манифеста от 11 августа 1904 г., отменившего телесные наказания;
4) неисправные должники в тех местностях, где отсутствуют специальные заведения для содержания указанной категории заключенных.

К 1880 г. в отдельных пенитенциарных учреждениях переполнение заключенными достигало пятикратного уровня. В европейской части России и Сибири функционировало до 1917 г. 13 каторжных тюрем. Из каторжных тюрем печальной славой пользовались Шлиссельбургская, Александровская, Владимирская, Орловская.

В начале 1875 г. в Санкт-Петербурге открылся Дом предварительного заключения - первое в России специализированное учреждение для содержания обвиняемых в совершении преступлений. Он находился в ведении МВД и Минюста России. Совершеннолетних заключенных запрещалось принуждать к каким-либо работам, но предлагалось оказывать содействие в трудоустройстве. В то же время лица, не достигшие 21 года, должны были работать или учиться в школе.

Таким образом, к моменту Октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили известное развитие, впитали целый ряд прогрессивных, демократических идей. Исполнение наказания становилось все более гуманным. Развивались эти идеи первоначально в рамках уголовного закона, науки уголовного права, уголовно-процессуальных предписаний и нормативных актов по организации исполнения лишения свободы, к советскому периоду истории России была создана пенитенциарная теория, а прогрессом законодательства - правовая основа самостоятельной отрасли - российского пенитенциарного права.