ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы в России XIX и начала XX века и его влияние на становление и развитие института правового положения осужденных к лишению свободы


Современный этап развития российского государства ставит перед властью и обществом множество задач, успешное решение которых представляется возможным при обращении к истории государства и права. Обращаясь к опыту предшествующих поколений, представляется необходимым остановиться на одной из страниц отечественной истории XIX в., когда происходил важный этап становления российской пенитенциарной системы.

Первая четверть XIX в. занимает особое место в истории русских пенитенциарных учреждений, что было связано с общественными настроениями: война с наполеоновской Францией, знакомство с политическими, общественными и религиозными организациями за рубежом привели к возникновению в стране наряду с первыми ячейками будущих декабристов различных кружков и обществ просветительского, философского и религиозно-мистического толка.

Важную роль играли не политические идеи, а задачи нравственного самоусовершенствования общества, одним из средств которого считалась благотворительность. До XIX в. институт правового положения личности осужденных к лишению свободы в России еще не сформировался, что объясняется недостаточным развитием пенитенциарного законодательства и практики исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, так как оно, по сути, выступало дополнением или альтернативой иным формам наказаний.

Условия отбывания наказания в тюремных учреждениях различных наименований и типов не имели общероссийского регулирования и в основном объеме определялись усмотрением местного тюремного начальства, что порождало порой весьма специфические самостоятельные формы и способы обеспечения и реализации своих прав посредством, например, тюремной общины.

Становление института правового положения осужденных к лишению свободы относится к первой половине XIX в. Этот процесс находит закрепление в Уставе о ссыльных 1822 г., Инструкции смотрителю губернского тюремного замка 1831 г., Своде учреждений и уставов о содержащихся под стражею 1832 г. и Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Правовое положение заключенных впервые получает должное законодательное закрепление. Законодатель вводит гуманные (для своего времени) нормы об условиях содержания, предписывает вести работу по исправлению заключенных. При этом нравственное исправление основывается на религиозных началах, в исправительном процессе предусмотрена активная роль Общества попечительного о тюрьмах, укрепляются правовые гарантии прав лишенных свободы.

В середине XIX в. в России наказание в виде лишения свободы осуществлялось в нескольких типах мест заключения: в каторжных тюрьмах, помещениях арестантских рот гражданского ведомства, рабочих домах, крепостях, смирительных домах, тюрьмах общего назначения (тюремных замках), арестных помещениях, а единого централизованного органа управления системой мест лишения свободы не существовало. В связи с этим надлежащее обеспечение правового положения заключенных в местах лишения свободы было весьма проблематичным, поскольку требовало, во-первых, четкой организационно-координационной работы, а также создания соответствующей материально-технической базы, что государство было не в состоянии обеспечить. По данному поводу М.Г. Детков отмечает, что таково было «повсеместное положение тюремного дела в России».

Совокупность этих факторов, а также неэффективная организация управления тюремной системой, в контексте общего процесса реформ, стимулировали проведение тюремной реформы в 1879 г., в ходе которой впервые в отечественной пенитенциарии была создана централизованная система управления и реальные предпосылки для адекватного реалиям того времени обеспечения прав и законных интересов осужденных к лишению свободы.

Следует отметить, что положительное значение тюремной реформы заключается прежде всего в том, что в ней была дана реалистичная оценка фактического состояния дел в системе мест лишения свободы в целом и в сфере правового положения осужденных к лишению свободы в частности и четко показана необходимость реформирования. Более того, указанное решение имело высшую юридическую силу. Тюремная реформа значительно изменила управление тюремным делом - было учреждено Главное тюремное управление, которое наделялось правами отдельного ведомства и должно было воплощать в жизнь основные направления тюремных преобразований в Российской империи.

Так, следует отметить, что тюремная реформа свелась в основном к реорганизации управления пенитенциарной системой, а большинство прав лиц, осужденных к лишению свободы, закрепленные впоследствии в Уголовном уложении, существовали "почти исключительно на бумаге". Тем не менее нельзя не отметить полезности тюремной реформы 1879 г., в ходе которой институт правового положения осужденных к лишению свободы в России получил в своем развитии некоторое ускорение, поскольку с созданием Главного тюремного управления было покончено с различным пониманием местными тюремными начальниками нормативных положений, касающихся правового положения осужденных в местах лишения свободы.

В конце XIX - начале XX века определенным тормозом в развитии института правового положения заключенных в местах лишения свободы была достаточно длительная неопределенность российского законодателя в концептуальных положениях разрабатываемого Уголовного уложения в части целей и принципов лишения свободы, а также в вопросах целесообразности введения одиночного тюремного заключения. Это вынудило Главное тюремное управление самостоятельно, на ведомственном уровне, посредством циркулярных распоряжений регулировать многие аспекты исполнения наказаний, связанных с лишением свободы. Вполне понятно, что при этом многие вопросы обеспечения правового положения заключенных в местах лишения свободы оказались вне поля зрения ведомственного нормотворчества.

Дальнейшее развитие института лишения свободы в России, а также института правового положения заключенных в местах лишения свободы, связано с введением в действие Общей тюремной инструкции 1915 г.. По мнению Н.И. Петренко, "Общая тюремная инструкция была наиболее четким и цельным документом режимного характера в российском пенитенциарном законодательстве". В указанном документе большинство прав заключенных получили должную правовую регламентацию. Однако в связи с известными событиями февраля - октября 1917 г. многие передовые для своего времени пенитенциарные нормы, регулирующие правовое положение личности заключенных, так и не были реализованы.

В период функционирования Временного правительства не произошло, да и не могло произойти, в силу ограниченных временных рамок и неизбежного при любой революции хаоса и дезорганизации, качественных изменений в деятельности тюремной системы в целом и в процессе обеспечения правового положения заключенных в местах лишения свободы в частности.

Наметились лишь предпосылки для разработки новой концепции исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, базирующейся на принципе гуманизма и демократических началах. Были внесены некоторые изменения в порядок содержания заключенных, причем эти изменения носили декларативный характер.

Постановлением Временного правительства от 17 марта отменялись наказания розгами, наложение оков и смирительной рубашки. Однако отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, нестабильность социально-политической обстановки в стране, нехватка материальных ресурсов не позволили реализовать намеченные преобразования. Институт правового положения осужденных к лишению свободы также не получил должной правовой регламентации и необходимого реального воплощения. Большинство передовых пенитенциарных идей в области реализации правового положения осужденных к лишению свободы остались лишь декларациями.

Несмотря на отмеченные недостатки, упущения и нарушения нормативно установленных условий отбывания наказания, на всех исторических этапах российская тюремная система была адекватна условиям и реалиям того времени.

Зачастую специалисты в пенитенциарной сфере оценивают ее с позиций требований современности, забывая, что она порождена обществом XIX в. Более того, следует отметить, что в российской пенитенциарной системе XIX в. было немало того, что необходимо учитывать и современному законодателю в вопросах правового регулирования и практической реализации прав осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы. Это касается, в частности, заботы государства о членах семьи осужденных к лишению свободы, и прежде всего к ссылке в каторжные работы, предоставления осужденным более частых свиданий, поскольку известно, какую огромную роль в исправительном воздействии на осужденных играют семейные и социально полезные связи, регулирования вопросов имущественного положения осужденных, льготного исчисления сроков наказания в зависимости от климатических и иных условий его отбывания, разумного сочетания законодательного закрепления религиозной составляющей в процессе обеспечения правового положения осужденных к лишению свободы и светского характера государства.

Данные вопросы в современном уголовно-исполнительном праве практически не затрагиваются, что, лишний раз подтверждает необходимость обращения к опыту функционирования российской пенитенциарной системы XIX - начала XX в. и учета исторического опыта в совокупности всех его достоинств и недостатков.

Таким образом, подводя итоги развития пенитенциарной системы XIX-начала XX века, следует отметить, что становление института правового положения осужденных к лишению свободы относится к первой половине XIX в., данный процесс находит закрепление в Уставе о ссыльных 1822 г., Инструкции смотрителю губернского тюремного замка 1831 г., Своде учреждений и уставов о содержащихся под стражею 1832 г. и Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Правовое положение заключенных впервые получает должное законодательное закрепление.

Что касается середины XIX в., то в этот период в России наказание в виде лишения свободы осуществлялось в нескольких типах мест заключения: в каторжных тюрьмах, помещениях арестантских рот гражданского ведомства, рабочих домах, крепостях, смирительных домах, тюрьмах общего назначения (тюремных замках), арестных помещениях, а единого централизованного органа управления системой мест лишения свободы не существовало.

В связи с этим надлежащее обеспечение правового положения заключенных в местах лишения свободы было весьма проблематичным, а конце XIX - начале XX века определенным тормозом в развитии института правового положения заключенных в местах лишения свободы была достаточно длительная неопределенность российского законодателя в концептуальных положениях разрабатываемого Уголовного уложения в части целей и принципов лишения свободы, а также в вопросах целесообразности введения одиночного тюремного заключения.