Особенности механизма реализации наказания в виде лишения свободы в наше время
Правовым и основным принудительным методом борьбы с преступностью является наказание. Особенно это характерно для наказания в виде лишения свободы, ибо в нем правоограничения и государственное принуждение достигают наивысшего предела, какой возможен в рамках реализации уголовной ответственности.
Лишение свободы, как наказание, включает в себя карательное принуждение, определяемое нормами уголовного и уголовно-исполнительного права. Уголовное право определяет его сущность, а уголовно-исполнительное право - содержание. Так статья 56 Уголовного кодекса (УК) РФ устанавливает, что лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещение в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
Содержание лишения свободы в соот-ветствии с главой 13 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ определено в виде условий отбывания наказания осужденными, включая различного рода ограничения, например, в приобретении продуктов питания и предметов первой необходимости, в свиданиях, получении посылок, передач, бандеролей и т.п. Ограничения могут устанавливаться и в иных нормах уголовно-исполнительного права, предусматривающих, например, материально-бытовое обеспечение осужденных (ст. 99 УИК РФ), условия отбывания наказания в исправительных учреждениях разных видов (глава 16 УИК РФ) и пр.
Таким образом, исходя из статьи 56 УК РФ, сущность лишения свободы выражается в основном его признаке - изоляции, которая представляет собой заключение и содержание осужденного в исправительном учреждении под постоянной охраной и надзором. Содержание изоляции осужденного в соответствии с нормами уголовно-исполнительного права составляют весь комплекс правоограничений, выраженный в режиме исполнения и отбывания наказания в конкретном виде исправительного учреждения. Конечно, определение содержания всех видов наказания - это прежде всего функции уголовного, а не уголовно-исполнительного права, но, следуя логике законодательной техники, все-таки лучшее ему место - в материальных нормах уголовно-исполнительного права.
Однако в механизме реализации лишения свободы особая роль отводится некарательному принуждению, которое устанавливается только нормами уголовно-исполнительного права. Основная функция некарательного принуждения - это обеспечение реализации наказания, направленной на достижение его целей. В связи с этим законодатель определяет основные принудительные средства достижения этих целей: порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку, общественное воздействие (ст. 9 УИК), охрану осужденных и надзор за ними (ст. 82 УИК), меры поощрения (ст. 113 УИК), меры взыскания (ст. 115 УИК) и т.п.
Также можно отметить ещё одну особенность норм уголовно-исполнительного права - определение порядка исполнения и отбывания наказания. Порядок исполнения наказания выполняет организующую роль в механизме его реализации и основывается на процессе применения норм права. Этот процесс оформляется в строгие процедурно-процессуальные формы, которые обеспечивают достижение целей наказания при реализации правовых норм, охрану прав заинтересованных лиц, защиту от возможных правонарушений и т.п. Значение специально-юридического, организационно-технического аспекта применения права обусловлено тем, что оно связано с практической деятельностью персона-ла исправительного учреждения, их профессиональной подготовкой.
Порядок отбывания наказания относится к деятельности осужденного, связанной с исполнением возложенных на него законом обязанностей, следованием правоограничениям. Наказание реализуется в процессе его отбывания осужденным, когда он реально претерпевает правоограничения. Приоритетом в данном случае является саморегуляция поведения осужденного. Поэтому особую актуальность приобретает четкая регламентация в законе процедур реализации их прав и обязанностей, а также создание надлежащих условий и гарантий их правомерного поведения.
Речь идет о надлежащем материально-бытовом обеспечении, медицинском обслуживании, обеспечении безопасных условий жизни и т.п.
В то же время администрация исправительного учреждения должна гарантировать положительную саморегуляцию поведения осужденного путем установления процедур реализации его прав и обязанностей. Незря уголовноисполнительное право называется материально-процедурной отраслью права, поскольку в большей мере регулирует порядок исполнения (деятельность администрации) и порядок отбывания (деятельность осужденного) наказания.
В целом же механизм реализации лишения свободы включает в себя деятельность осужденных по отбыванию наказания, с одной стороны, и деятельность администрации исправительного учреждения по обеспечению отбывания наказания - с другой. Основное звено в этом механизме - отбывание наказания. Претерпевая наказание, осужденный искупает свою вину. Наказание, полученное в результате преступления, должно отрицать в самом себе это преступление, предполагая страдания осужденного, которые неизбежны при его реализации. С этих позиций оно есть право, уничтожающее преступление, и как отрицание отрицания оно есть возмездие (Гегель). Наказание-возмездие как таковое возможно в результате отбывания его осужденным. Кара - первоочередная функция наказания, вытекающая из его сути.
Администрация учреждения лишь обеспечивает процесс наказывания, выраженный в отбывании его осужденным, путем создания надлежащих условий для этого, а также посредством организационной, контрольной, воспитательной, предупредительной деятельности. И, конечно, всё это осуществляется в формах убеждения и принуждения в виде некарательного воздействия на осужденных. В связи с этим справедливо было бы назвать принцип уголовно-исполнительного законодательства не как «соединение наказания с исправительным воздей-ствием» (ст. 8 УИК), а как «соединение отбывания наказания с некарательным воздействием на осужденных».
Какова же система воздействия на осужденных сложилась в российских исправительных учреждениях? Как известно, в России, в особенности в советское время, в научной литературе и в практической деятельности содержание наказания и его исполнение переносилось на механизм реализации наказания. Выделялись следующие подходы к определению механизма исполнения наказания: 1) карательно-исполнительный (наказание - это кара и её исполнение); 2) судебно-исполнительный (наказание - это приказ, веление суда); 3) принудительно-исполнительный (наказание - это комплекс мер принуждения); 4) право-применительный (наказание - это императивно-властная деятельность администрации исправительных учреждений). Таким образом, под механизмом реализации наказания понимался процесс исполнения наказания, обозначающий действия государственных органов по обеспечению кары, исполнению предписаний приговора суда о наказании, принуждению и правоприменению. При этом всегда обосновывалось доминирование властно-категорического метода правореализации - принуждения.
В результате этого сформировался карательно-принудительный подход к обеспечению правомерного поведения осужденных, использующий правоприменительный способ реализации норм права. Это узкий подход, так как он не учитывает всего спектра взаимоотношений администрации исправительных учреждений и осужденных, а главное, не признает осужденного как субъекта права. Как мы уже ранее отметили, наказание и механизм его реализации - это не совпадающие явления. Основные элементы механизма не входят в наказание; они образуют процесс обеспечения его реализации.
В связи с приоритетом отбывания наказания и саморегуляции поведения осужденных в механизме реализации наказания особую актуальность приобретает четкая регламентация в законе процедур реализации их прав и обязанностей, а также создание надлежащих условий и гарантий их правомерного поведения: правильное распределение и размещение осужденных в местах отбывания наказания, нормальные жилищно-бытовые условия, надлежащее медицинское обслуживание, обеспечение безопасности, профилактирование среды их размещения и проживания и т.п.
В настоящее время государство постепенно меняет отношение к осужденным. В новом Уголовно-исполнительном кодексе РФ регламентировано право на безопасность осужденных, их свободу вероисповедания; расширена система льгот и поощрений; увеличено количество получаемых посылок и передач, расходование денег; приведена в соответствии с трудовым законодательством рабочая неделя осужденных; улучшены жилищно-бытовые условия и медицинское обслуживание.
Важным по значимости способом воздействия на осужденных является убеждение - наиболее гуманное и надежное средство обеспечения требуемого от осужденного поведения: соблюдения запретов, исполнения обязанностей, несовершения новых преступлений.
Другим важным способом воздействия на осужденных является стимулирование правомерного поведения. «Стимулы являются причиной формирования у субъектов правовых мотивов и соответствующих потребностей». Процесс стимулирования правомерного поведения осужденных к лишению свободы - это формирование внутренней мотивации стремления осужденных к исправлению с учетом их потребностей и интересов, формирующихся под влиянием условий жизнедеятельности.
В настоящее время в исправительных учреждениях успешно реализуется социально-психологическое воздействие на осужденных, являющееся эффективным способом обеспечения отбывания ими наказания.
В настоящее время в исправительных учреждениях появилась новая категория работников - социальные работники. Это позволило с первых дней пребывания осужденных в условиях изоляции реально осуществлять работу по их подготовке к освобождению.
В исправительных учреждениях России большие надежды возлагают на психологическую службу, которая все в большей мере участвует в воспитательной работе с осужденными. В УИК РФ (ч. 6.1 ст. 12) определено право осужденных на психологическую помощь.
Важное значение в процессе обеспечения отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы имеют меры безопасности и предупреждения преступлений. В статье 13 УИК РФ впервые определено право осужденных на личную безопасность и обязанность администрации исправительного учреждения по незамедлительному принятию мер по ее обеспечению.
Условием обеспечения личной безопасности осужденных является правильное их распределение по исправительным учреждениям и внутри их. Например, нужна надежная изоляция осужденных от влияния на них криминальных авторитетов и в целом криминальной субкультуры. Эта проблема до сих пор не решена ни на уровне законодательства, ни в практической деятельности исправительных учреждений. В настоящее время этим серьезно обеспокоено общество, Федеральная служба исполнения наказаний России и сами осужденные. Последние нуждаются в серьезной защите от давления авторитетного криминала.
Нуждается в совершенствовании и система мер предупреждения правонарушений в исправительных учреждениях. Данная система нуждается в законодательном регулировании. Дело в том, что есть предупредительные меры, определенные в уголовно-исполнительном законодательстве (гл. 12 УИК РФ и др.), которые содержат элементы принуждения, основанные на том, что осужденный признан судом криминальным лицом. Это так называемые последующие предупредительные меры, так как они следуют от приговора суда и в равной мере распространяются на всех осужденных в данном исправительном учреждении.
Но есть еще и криминологические профилактические меры, которые нуждаются в законодательном регулировании. Эти меры применяются к осужденным, допускающим отклонения в поведении, например, готовящим побег, употребляющим спиртное, наркотики и т.д. Они обеспечивают реализацию поставленных целей нередко помимо желания и вопреки воле осужденного, устанавливают определенные ограничения, возложение дополнительных обязанностей и привлечение к ответственности за их неисполнение.
Профилактическое принуждение предполагает и психическое воздействие в форме угрозы его применения и обязательное целенаправленное осуществление воспитательных мер. Например, установление за осужденным профилактического контроля может вызвать ограничение в передвижении по колонии, возложение обязанности работать только в первую смену, периодически отмечаться в дежурной части, дисциплинарную ответственность за невыполнение указанных предписаний, усиление воспитательной работы и др.
Обеспечение отбывания осужденными наказания осуществляется и иными мерами принуждения, например, мерами пресечения и взыскания. Меры пресечения, предусмотренные нормами уголовно-исполнительного права, направлены на то, чтобы прекратить, не довести до конца уже начавшееся нарушение режима. Их можно разделить на две группы: а) меры пресечения об щего назначения; б) меры пресечения специального назначения.
К мерам пресечения общего назначения, например, можно отнести задержание осужденного и привод его к оперативному дежурному; водворение осужденного в силу экстренной необходимости в штрафной изолятор; изъятие у осужденного ценностей, денег, запрещенных предметов, изделий и вещей; прекращение свидания осужденного с родственниками и иными лицами; лишение осужденного права передвижения без конвоя и др.
Меры пресечения специального назначения составляют: применение физической силы, специальных средств, наручников, оружия, резиновых палок, служебных собак и т.д. Указанные меры пресечения нашли отражение в разных главах и статьях уголовно-исполнительного законодательства, а также ведомственных нормативных актах.
В заключение можно обратить внимание на цели, которые стоят перед процессами отбывания наказания и его обеспечения. Как известно, уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Эти цели поставлены перед учреждениями, исполняющими наказание, а не перед осужденными.
Именно учреждения, которые представляют государство, стремятся к тому, чтобы снизить в процессе обеспечения отбывания осужденным наказания путем применения средств исправления уровень общественной опасности их личности до такого, который не допускает совершения новых преступлений. Осужденный, который претерпевает наказание при его отбывании, не обязан исправляться, он лишь обязан воздержаться от новых преступлений. Эта обязанность определяется условиями существования человека в обществе.
Для администрации исправительного учреждения это уже не процесс обеспечения отбывания наказания, а процесс обеспечения его реализации, связанный с достижением его целей. Реализовать наказание - значит добиться обеспечения достижения его целей, причем с позиции законодателя это возможно на трех уровнях: низком, среднем и высоком.
Первый, низкий, уровень обеспечения реализации наказания - это деятельность администрации, направленная на удовлетворение права-притязания государства к осужденным по соблюдению ими уголовно-правовых запретов во время отбывания наказания. Наказание будет считаться исполненным, если во время его отбывания осужденный не совершил преступление, но допустил злостное нарушение режима.
Второй, средний, уровень реализации наказания - это деятельность администрации, направленная на удовлетворение права-притязания государства к осужденным по соблюдению установленных для них запретов и выполнению обязанностей. Цель, которая может быть достигнута на этом уровне - недо пущение злостных нарушений режима осужденными во время отбывания наказания.
Третий, высокий, уровень обеспечения реализации наказания - это деятельность администрации, направленная на удовлетворение права- требования государства по исправлению (или ресоциализации) осужденных к лишению свободы. На этом уровне государство преследует цель предупреждения рецидивных преступлений со стороны лиц, отбывших наказание. Одновременно с этим удовлетворяется и интерес осужденных в социальной реабилитации.