ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Организация труда, система образования и воспитания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы


Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правомерного поведения.

Порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие являются основными средствами исправления осужденных.«Средства исправления осужденных индивидуализированы и применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения», — гласит ст. 9 УИК РФ. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду. При привлечении осужденных к труду обязательно учитывается их пол, возраст, трудоспособность, состояние здоровья и, при наличии возможности, специальность.

Так, осужденный, имеющий специальность каменщика, может быть привлечен к работе на строительстве объектов, ремонте и других работах, связанных со строительством; портниха — на швейном производстве и т.д.

Привлечение к труду осужденных к лишению свободы закреплено правовыми нормами, которые можно систематизировать как: - обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений; - обязанность администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности; - осужденные привлекаются к труду, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных, на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности; - осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью;- осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы привлекаются к труду по их желанию, при соблюдении и в строгом соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов; - несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду, при соблюдении и в строгом соответствии с законодательством РФ о труде; - труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется исключительно на территории тюрьмы; - правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливается перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных; -трудовая деятельность осужденных не должна воспрепятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных; - осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов; - отказ от работы или прекращение работы лицами, отбывающими наказание, является злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания, и может повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Согласно Инструкции по организации индивидуальной трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, осужденные могут заниматься предпринимательской деятельностью в форме индивидуальной трудовой деятельности и путем создания общества с ограниченной ответственностью.

Инструкция регулирует порядок, условия осуществления и виды индивидуальной трудовой деятельности осужденных, ограничения занятием такой деятельностью. Помимо этого Правилами внутреннего распорядка устанавливается перечень работ и должностей, на которых запрещается использовать осужденных, а именно: на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов управления Уголовно исполнительной системы; в структурных подразделениях министерств и управлений внутренних дел субъектов РФ; в помещениях штабов и других структурных под разделений (служб), в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится оружие, служебная документация, специальные технические средства.

Не допускается труд осужденных: по обслуживанию и ремонту технических средств охраны, а также размещенных во внутренней запретной зоне инженерных средств охраны; с множительной, радиотелеграфной, телефонной, телефаксной техникой; связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых веществ; с подчинением им вольнонаемных работников; в качестве водителей оперативных машин; в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложными и дорогостоящим оборудованием.

Трудовая деятельность осужденных помимо воспитательных целей, используется в качестве средства поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Продолжительность неоплачиваемых работ не должна превышать двух часов в неделю, но может быть увеличена по желанию осужденного.

С учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени (ч. 2 ст. 104 УИК). Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение.

Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью: 18 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях (ч. 4 ст. 104 УИК). Отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 УИК РФ.

Так, экономическое значение хорошо организованного труда состоит в том, что он позволяет в современных условиях нормально функционировать исправительному учреждению, обеспечивать потребности самих осужденных, помогать семьям, накопить некоторые средства для устройства после отбытия наказания осужденным.

Также все заключенные имеют право участвовать в культурной и общеобразовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности. Как отмечается в исправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать в себя три компонента: минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся: обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности); уровень нравственности (степень исправления).

Акцент в таких программах необходимо делать на формирование личности, развитие ее сознания, повышение культурного уровня с учетом национальных традиций и обычаев, на воспитание культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осужденных. Общее образование осужденных к лишению свободы организуется Министерством юстиции по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации. Образование является одним из средств воспитательного воздействия на различные категории осужденных (а для лиц, не достигших 30 лет, в силу ст. 112 УИК РФ — обязательным средством).

Получение основного общего образования для несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях является обязательным. В воспитательных колониях учебно-воспитательный процесс организуется комплексно: общее образование соединено с профессиональной подготовкой.

Это осуществляется в целях исправления несовершеннолетних, подготовки их к самостоятельной жизни и направлено на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Позитивное воздействие в форме исправления личности преступника предполагает организацию такого воспитательного процесса, который бы обеспечивал формирование личности с присущими ей социальными формами поведения, в том числе правопослушным поведением.

Исправление является разновидностью воспитания и отличается от последнего специальным объектом – лицом, осуждённым к лишению свободы за совершенное преступление, и специальными условиями, в которых происходит воспитание – это условия лишения свободы в пенитенциарных учреждениях. Исправление как разновидность воспитания полностью опирается на достижения педагогической науки, пользуется её методами и средствами.

Процесс исправления осуждённых в пенитенциарных учреждениях неразрывно связан с развитием и формированием современных представлений о воспитании как таковом в целом, и поэтому его необходимо рассматривать, как и его проблемы, только в совокупности с развитием педагогики и её проблемами. Древнегреческий философ Сократ отмечал, что "воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование себя и своих близких".

Ведущая цель воспитания Сократом выражается знаменитой формулой: "Познай самого себя". Он считал, что это необходимо, прежде всего, для того, чтобы освободиться от дурных влияний, овладеть искусством жизни и добиться гармоничного развития. Система воспитательной работы – это, прежде всего, система социальных связей, система воспитательных отношений, возникающих между субъектами и объектами воспитательного процесса.

По мнению профессора А.С. Михлина, социальная среда пенитенциарного учреждения, способна изменять личностные свойства осуждённых, данное мнение является очень актуальным и в настоящее время, однако является ступенью в методологии всего воспитательного процесса, проводимого в целях исправления осуждённых.

Вторым шагом, который одновременно остается проблемой пенитенциарной педагогики по сей день, является вопрос оптимальной организации социальной среды пенитенциарного учреждения, способной обеспечивать исправление осуждённых. Придание среде педагогичности в целях социализации личностей преступников с ярко выраженной асоциальной направленностью поведения является насущной задачей для теоретических и практических пенитенциарных работников.

Потребности осужденных ничем не отличаются от потребностей других членов общества, однако к ним необходимо добавить те потребности, удовлетворение которых затруднено, а порой и невозможно в связи с условиями лишения свободы. В условиях лишения свободы для осуждённых доминирующими являются потребности, во-первых, в отбывании наказания в более комфортабельных условиях и, во-вторых, в более раннем освобождении. Указанные потребности, возникающие у осуждённых в условиях лишения свободы, являются вполне естественными и не требуют специального стимулирования для их появления.

Пенитенциарное учреждение в целях выполнения своей социально-педагогической функции должно являться образовательно-воспитательным учреждением в качестве подсистемы государственной социально-педагогической системы, обеспечивающей воспитание граждан, повышение их нравственного уровня и правовой зрелости.

Воспитательная работа с осуждёнными к лишению свободы – это действия администрации пенитенциарного учреждения, образовательных, культурных и иных организаций, граждан, самодеятельных организаций осуждённых, формирующие правопослушное поведение осуждённых.В настоящее время в пенитенциарных учреждениях появляется положительная тенденция организации образовательного процесса, включающего в себя не только среднюю школу, но и среднюю профессиональную и высшую.

В этой связи возникает необходимость в руководстве дидактическими принципами высшей и средней школы: развивающее и воспитывающее обучение, научность и доступность, посильная трудность, сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя, наглядность и развитие теоретического мышления, системность и систематичность обучения, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности, прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся, положительный эмоциональный фон обучения, коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся, гуманизация и гуманитаризация обучения, компьютеризация обучения, интегративность обучения, учет межпредметных связей, инновационность обучения.

Исправительное воздействие путем религиозного обучения осужденных относится к тому центральному пласту воспитательной активности, который традиционно именуется в пенитенциарной науке и криминологии индивидуальной профилактической работой с заключенными. Следует отметить, что такая работа проводится на основе изучения личности каждого отдельного осужденного специально обученными и пригодными для этой деятельности субъектами с применением всей многообразной палитры методов психолого-педагогического влияния.

Усвоив нормы религиозной морали, праведной и честной жизни, полностью признав свою греховность, раскаявшись и искупив вину, такие осужденные после отбытия определенного им срока наказания в подавляющем большинстве случаев не совершают повторных преступлений, успешно социализируются на свободе и включаются в общественную жизнь в качестве ее сознательных и активных участников.

Таким образом, следует отметить, что для повышения эффективности работы по исправлению и перевоспитанию осужденных, необходимы концентрация и объединение усилий государства, российской общественности и церкви по формированию централизованной и слаженной системы религиозного обучения людей, содержащихся в местах лишения свободы.

А также, если человека за совершенное преступление осужден к исправительным работам, штрафу либо иному виду наказания, не связанному с лишением свободы, то, разумеется, такой осуждённый не будет являться объектом воспитательной работы в пенитенциарном учреждении.