ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Проблемы, связанные с отбыванием наказания в колониях-поселениях


К основным проблемам, возникающим в ходе применения наказания в виде лишения свободы, можно отнести проблемы, связанные с отбыванием наказания в колониях-поселениях.

Удельный вес осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, составляет около 5-7 % от общей численности лиц, отбывающих лишение свободы. Однако без этих учреждений уголовно-исполнительная система не только была бы незавершенной, но и не смогла бы эффективно выполнять свои функции.

Длительное время в уголовной и уголовно-исполнительной политике Российского государства господствовало мнение о том, что наиболее эффективное и универсальное средство противодействия преступности - наказание в виде лишения свободы. Например, в середине 1980-х годов удельный вес лишения свободы составлял свыше 45 % от всех видов уголовных наказаний.

Такой подход отражал бытующее в обществе и по настоящее время убеждение, что лишение свободы является едва ли не панацеей от любого противоправного поведения. При этом явно преувеличиваются возможности исправительных учреждений в положительном воздействии на осужденных и недооцениваются негативные свойства, объективно присущие наказанию в виде лишения свободы.

В частности, к отрицательным последствиям этого наказания относится резкое снижение, а иногда и полное прекращение социально полезных связей осужденных. По оценкам ученых, в условиях изоляции от общества гражданин выполняет не более 10 % тех социально одобряемых функций, которые он должен осуществлять на свободе. Изоляция не проходит бесследно и в нравственно-психологическом аспекте.

Чем продолжительнее срок отбываемого наказания, тем более глубокими становятся негативные личностные изменения осужденного: пребывание в преступной среде при определенных условиях не только не способствует исправлению, но и оказывает на данное лицо еще более негативное влияние. Однако ни в настоящее время, ни в обозримом будущем общество не сможет обойтись без применения наказания в виде лишения свободы, а в силу этого становится актуальной задача нейтрализации негативных последствий этого наказания или его замены иными, альтернативными уголовно-правовыми мерами.

В настоящее время на практике возникают вопросы по поводу правомерности создания одинаковых условий содержания в колониях-поселениях разных видов, в частности, для лиц, переведенных в колонии-поселения из колоний общего и строгого режима, и для лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, а также для лиц, осужденных к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавших лишение свободы. Нужно учитывать и то, что указанные категории лиц имеют различную степень общественной опасности.

Можно еще отметить, что в уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует нормативное закрепление понятия «территория колонии-поселения», что вызывает значительные различия в понимании его субъектами уголовно-исполнительной системы. Имеются пробелы в правовом регулировании статуса осужденных, проживающих с семьями, поскольку весьма сложно отделить права и обязанности осужденного от прав и обязанностей членов его семьи в нерабочее время или время, свободное от выполнения соответствующих обязательств.

Нет четкости и в вопросах о правомочиях администрации колонии-поселения по обеспечению надзора за данной категорией осужденных. Серьезные вопросы возникают в правовом регулировании и организации трудоиспользования лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях.

Это только часть проблем исполнения наказания в колониях-поселениях, которые нуждаются в своем решении. К этому можно добавить и недостаточное использование опыта советского законодателя в регулировании вопросов функционирования колоний-поселений. Такого рода уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты деятельности колоний-поселений требуют своего изучения, поскольку иначе невозможно добиться необходимой эффективности деятельности этого вида исправительных учреждений как одного из средств сдерживания преступности.

Но даже при наличии многих пробелов, колонии поселения являются первоначальным этап подготовки осужденного к освобождению и дальнейшей его социальной адаптации. Так как объем правоограничений в колонии поселения сведен к минимуму, это способствует тому, что осужденный не теряет или восстанавливает свои социальные связи, подготавливается и создает почву для жизни на свободе после освобождения.

Поэтому, необходимо отметить, что сущность и назначение колонии поселения состоит не только в том, что данные учреждения являются исправительными, а также в том, что они предназначены для ускорение процесса ресоциализации осужденного после его освобождения от отбывания наказания, колонии такого типа оказывают довольно благоприятное воздействие на осужденных, содержащихся в них либо переведенных в данный вид учреждений.

Вместе с тем в вопросах привлечения осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, имеется немало нерешенных проблем, и наиболее остро они проявляются в колониях-поселениях, расположенных в городской черте. Так, осужденные не имеют стабильных работодателей, из-за чего часто приходится менять места работы. Заработная плата находится на очень низком уровне, в результате чего осужденные испытывают материальные затруднения, поскольку должны самостоятельно заботиться о своем материально-бытовом обеспечении (питание и одежда). Уголовно-исполнительные нормы, регулирующие привлечение осужденных к труду, не во всем соответствуют правому статусу осужденного как гражданина России.

В целях совершенствования организации труда осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях не везде, но все-таки предусматриваются гарантии-квоты рабочих мест для осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, на предприятиях, расположенных в районе дислокации колонии-поселения, на основании решений соответствующих органов местного самоуправления, с предоставлением этим предприятиям некоторых налоговых льгот.

Кроме того, многими авторами в диссертационных исследованиях предлагаются такие положения: осужденные-поселенцы должны получать трудовой отпуск такой же продолжительности, как и все другие граждане; вопрос о длительности выезда осужденных за пределы исправительного учреждения во время трудового отпуска при этом должен решаться дополнительно; для осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима, предлагают сохранить законодательное положение об обязанности осужденных трудиться на работах, определяемых администрацией исправительного учреждениях, при этом колонии-поселения целесообразно размещать в сельской местности и в районе лесозаготовительных (дерево перерабатывающих) работ, где имеются относительно более широкие возможности для обеспечения осужденных оплачиваемыми работами.

Формы и системы оплаты труда определяются актами работодателя. В каждом конкретном случае должна применяться именно та форма и система оплаты труда, которая в наибольшей степени способствует организационно-техническим условиям производства и тем самым способствует улучшению результатов трудовой деятельности. Проблема оплаты труда осужденных является принципиально важной.

Как представляется, положение о размере заработной платы осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, т.е. установление законодателем низшей планки в один минимальный размер заработной платы, является соответствующим действующему законодательству. Но на практике заработная плата осужденных редко поднимается выше этого уровня. Администрация ИУ не нарушает закон, но и не считает необходимым, а в ряде случае просто не имеет возможности (в силу нерентабельности производства и других факторов), повысить заработную плату.

Если говорить о вероятных перспективах развития института колоний-поселений, то можно предположить, что ввиду своей несомненной эффективности он сохранится при всех новациях, определяемых осуществляемым в настоящее время реформированием уголовно- исполнительной системы.

В то же время одним из возможных путей решения проблем правового регулирования, частью из которых была названа выше, является необходимость разделения учреждений, входящих в институт колоний-поселений. В этом случае колонии-поселения для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов, по-прежнему останутся в рамках данного института и будут развиваться как открытые тюрьмы или учреждения открытого типа с соответствующим лишению свободы способом правового регулирования.

Два других вида колоний-поселений - для осужденных за неосторожные преступления и осужденных, совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, - должны быть выведены из системы исправительных учреждений и формироваться как учреждения, исполняющие наказания в виде ограничения свободы.