Проблемы информационного обеспечения профилактики преступности осужденных с психическими девиациями в местах лишения свободы
Профилактика преступлений, в том числе и пенитенциарных, нуждается в научном обеспечении и организационном построении. Немаловажную роль в организации предупредительной деятельности играет обеспечение процесса ее функционирования, определение цели и задач, внешней и внутренней координации и взаимодействия органов уголовной юстиции, информационное обслуживание, криминологическое прогнозирование и программирование, контроль; финансовые, методические, кадровые, материально-технические условия, гарантии.
По мнению И.А. Уварова, важным инструментом организации пенитенциарной профилактики преступлений являются взаимодействие и координация деятельности субъектов. Взаимодействие между субъектами пенитенциарной профилактики представляет собой взаимный обмен необходимой информацией, совместное планирование профилактических мероприятий, а также практическую реализацию запланированного.
Сущность такого взаимодействия между субъектами пенитенциарной профилактики состоит в согласованной совместной деятельности всех заинтересованных субъектов в пределах их компетенции.
Деятельность уголовно-исполнительной системы по пенитенциарной профилактике преступлений требует постоянного сбора и использования обширного круга сведений не только внутренней (организационной), но и внешней (криминологической) информации. В осуществлении указанной деятельности важным является: определение видов криминологической информации, источников и способов ее получения, создание системы фиксации и хранения информации, ее анализ и оценка на достоверность и полноту.
Определяя виды криминологической информации, необходимо учитывать те криминогенные ситуации и криминальные явления, которые могут возникнуть в среде осужденных, а также причины и условия, обуславливающие их.
Профилактическая работа с лицами с психическими девиациями в пенитенциарных учреждениях, в том числе сбор криминологически значимой информации, требует особого подхода к ее организации. Это связано со специфичностью поведения данной категории лиц, отличающегося повышенной общественной опасностью (преступления, совершаемые ими в местах лишения свободы, отличаются дерзостью, цинизмом и особой жестокостью, нередко совершаются немотивированно).
Следует отметить, что криминологически значимая информация о лицах с психическими девиациями, помимо сведений, составляющих личную тайну (персональные данные), содержит и врачебную тайну.
Личная тайна - любые сведения о фактах, событиях в жизни человека, обстоятельствах его судьбы, разглашение которых человек считает нежелательным и предпринимает меры для того, чтобы эти сведения не стали известными другим лицам.
Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.
В настоящее время основания и порядок предоставления сведений, содержащих врачебную тайну, достаточно подробно определены действующим законодательством. Субъектами получения данной информации могут являться органы дознания и следствия, следователи Следственного комитета России, следственные органы Федеральной службы безопасности и др.
Полномочия органов прокуратуры в данной сфере с июля 2013 г. являются ограниченными, доступ к данной информации им может предоставляться только в рамках осуществления прокурорского надзора.
Возможность запрашивать сведения, составляющие врачебную тайну, у органов уголовно-исполнительной системы появилась лишь в 2011 г. когда в ч. 4 ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года был включен пункт 3.1 следующего содержания: «по запросу органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного в связи с прохождением им курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации». Принятый в ноябре 2011 г. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 января 2012 г.) расширил данные полномочия.
В настоящее время органы уголовно-исполнительной системы имеют право получать сведения, содержащие врачебную тайну, в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.
Суду данное право предоставляется в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. Предоставив перечисленным нами государственным органам право получения сведений, содержащих врачебную тайну, Закон несколько размыто говорит о возможности передачи данной информации. Так, ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» запрещает разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.
Однако допускает это (п. 3) с письменного согласия гражданина или его законного представителя в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях, а также без согласия гражданина или его законного представителя по основаниям, перечисленным в ч. 4 ст. 13.
Таким образом, можно констатировать, что Закон запрещает передачу информации, содержащей врачебную тайну, одним правоохранительным органом другому(им). На наш взгляд, данное положение Закона значительно затрудняет проведение мероприятий по профилактике пенитенциарной преступности, в частности преступности лиц с психическими девиациями, либо, по меньшей мере, отдаляет их во времени.
Несмотря на то, что различные правоохранительные органы являются самостоятельными субъектами в системе профилактики преступлений, необходимо установление равноправных связей между ними, в том числе и по обмену информацией, содержащей врачебную тайну. Это будет способствовать скорейшему достижению общей стратегической цели деятельности и повышению эффективности противодействия преступности.
Правоохранительные органы, осуществляющие меры по профилактике преступности, должны иметь право по собственной инициативе передавать криминологически значимую информацию другому субъекту профилактики. Например, органы следствия должны уведомлять следственные изоляторы о нахождении на учете в психиатрическом (психоневрологическом) диспансере подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, аналогично должны поступать суды - уведомлять учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы.
Полагаем, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя должно осуществляться как по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, так и при обмене информацией правоохранительными органами в целях организации предупреждения совершения новых преступлений и суицида в пенитенциарных учреждениях.
На основании изложенного, необходимо дополнить пункт 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» абзацем в следующей редакции: «при обмене информацией правоохранительными органами в целях организации предупреждения совершения новых преступлений и суицида в пенитенциарных учреждениях с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных».