ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ    ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ    ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ    СТАТЬИ    ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Способы голосования и принятия решений в общем собрании


Важным для обеспечения прав акционеров и участников хозяйственных обществ на участие в общем собрании является правовое регулирование правомочности общего собрания (кворума), порядка голосования и принятия решений по вопросам повестки дня.

Общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

Принявшими участие в общем собрании акционеров считаются акционеры, зарегистрировавшиеся для участия в нем, и акционеры, бюллетени которых получены не позднее двух дней до даты проведения общего собрания. Принявшими участие в общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, считаются акционеры, бюллетени которых получены до даты окончания приема бюллетеней.

Порядок определения кворума общего собрания акционеров существенным образом детализируется в Положении о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Так, в нем определено, что общее собрание, проводимое в форме собрания, открывается, если ко времени начала его проведения имеется кворум хотя бы по одному из вопросов, включенных в повестку дня общего собрания.

Регистрация лиц, имеющих право на участие в общем собрании, не зарегистрировавшихся для участия в общем собрании до его открытия, оканчивается не ранее завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня общего собрания, по которому имеется кворум. Таким образом, акционеру нельзя отказать в возможности голосовать по вопросам повестки дня общего собрания, если он опоздал зарегистрироваться для участия в собрании до его открытия.

Закон об ООО не регулирует порядка определения кворума общих собраний участников, поскольку принятие решения и подсчет голосов в обществах с ограниченной ответственностью осуществляется не от присутствующих участников, а от общего числа голосов участников. В этом выражается существенное отличие порядка голосования на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью от порядка голосования в акционерном обществе.

Поразному подходит законодатель и к правовому регулированию повторных общих собраний. Так, при отсутствии кворума для проведения годового общего собрания акционеров должно быть проведено повторное общее собрание с той же повесткой дня. При отсутствии кворума для проведения внеочередного общего собрания акционеров может быть проведено повторное общее собрание акционеров с той же повесткой дня.

Повторное общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 30% голосов размещенных голосующих акций общества. Уставом общества с числом акционеров более 500 тысяч может быть предусмотрен меньший кворум для проведения повторного общего собрания акционеров.

Закон об ООО не регулирует порядка определения кворума для принятия решений (ведь подсчет голосов ведется от общего количества участников, а не от присутствующих на общем собрании) и, соответственно, в нем нет понятия «повторное общее собрание». Если на общем собрании ООО за вынесенное решение отдано меньшее количество голосов, чем необходимо для его принятия, собрание участников не состоялось и может быть созвано вновь.

Порядок голосования.

Голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу «одна голосующая акция один голос». В обществе с ограниченной ответственностью каждый участник имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале. Уставом общества с ограниченной ответственностью по единогласному решению участников может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества (п. 1 ст. 32 Закона об ООО).

Исключением из обозначенных выше правил подсчета голосов является кумулятивное голосование, применяемое в АО на основании императивной нормы Закона при избрании членов совета директоров, а в ООО, если это предусмотрено уставом, при избрании членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа и (или) членов ревизионной комиссии общества.

При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее количество голосов.

Говоря о порядке принятии решений, хотелось бы упомянуть, что разница в правовом регулировании общего собрания акционеров и общего собрания участников ООО заключается также в определении количества голосов, необходимых для принятия решения. Так, по общему правилу решения общего собрания акционеров принимаются простым большинством голосов, за исключением случаев, специально оговоренных в Законе. К таким случаям относятся наиболее значимые для функционирования общества вопросы:

- указанные в п. 4 ст. 49 Закона об АО (о внесении изменений в устав, реорганизации, ликвидации общества, об объявленных акциях, приобретении обществом размещенных акций и пр.), решения по которым принимаются тремя четвертями голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании;

- указанные в пп. 3, 4 ст. 39 Закона об АО (об увеличении уставного капитала способом закрытой подписки, о размещении способом открытой подписки более 25% обыкновенных акций или эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25% ранее размещенных обыкновенных акций), решение по которым может быть принято большинством в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом.

Особенностью регулирования порядка принятия решений общим собранием акционеров является вытекающее из смысла п. 2 ст. 49 Закона об АО положение о том, что уставом АО не может быть расширен круг вопросов, решения по которым могут быть приняты квалифицированным большинством голосов. Напротив, для общества с ограниченной ответственностью установлено правило о возможности расширения в его уставе перечня вопросов, решения по которым могут быть приняты квалифицированным большинством голосов участников или единогласно (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Особенностью акционерных обществ с числом акционеров владельцев голосующих акций более 100 является обязательное создание счетной комиссии, состав которой утверждается общим собранием. В обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, ему может быть поручено выполнение функций счетной комиссии. В обществе с числом акционеров владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии обязательно должен выполнять регистратор.

При этом в соответствии с Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров установлено, что если ведение реестра акционеров общества осуществляется регистратором, функции счетной комиссии общества не могут выполняться иными регистраторами (п. 4.3). На практике очень часто можно встретить критику положения об «эксклюзивности» регистратора, поскольку обязательные требования о том, что функции счетной комиссии выполняет именно тот же регистратор, что и ведет реестр акционеров, зачастую приводит к «монополизму» и ценовому диктату.

Имеется точка зрения, что наличие императивного положения об обязательности осуществления регистратором в обществе, где более 500 акционеров владельцев голосующих акций, функций счетной комиссии означает безусловную и поэтому безвозмездную обязанность регистратора выполнять эти задачи под риском привлечения к административноправовой ответственности.

Функции счетной комиссии оговорены в п. 4 ст. 56 Закона об АО. Согласно Закону счетная комиссия проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров, определяет кворум общего собрания акционеров, разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании, разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования.

Счетная комиссия не является самостоятельным органом общества, она действует в рамках общего собрания как органа управления, ее функции носят вспомогательный характер, обеспечивая функционирование общего собрания акционеров.

Общество с ограниченной ответственностью не обязано, но по своему усмотрению может образовать счетную комиссию, урегулировав ее создание и полномочия в уставе и положении об общем собрании участников. Понятно, что это имеет смысл только для обществ с большим количеством участников.

По результатам проведения общего собрания акционеров в 15-дневный срок после его закрытия составляются протокол общего собрания и протокол счетной комиссии об итогах голосования. Итоги голосования общего собрания участников оглашаются на самом общем собрании, в ходе которого проводилось голосование, если иное не предусмотрено уставом ООО.

Таким образом, следует отметить, что принятие решений на собраниях участников ранее регулировалось только федеральными законами (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах» Федеральный закон от 08.02.1998 № 14ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Однако это не означает, что до 1 сентября 2013 года решения собраний отсутствовали в хозяйственной и правоприменительной практике или, что они никак не исследовались в цивилистической доктрине.

Наибольшее распространение решения собраний получили в сфере корпоративных правоотношений, где многие действия в соответствии с законодательством должны совершаться на основании общих собраний участников (акционеров, членов и т.п.).

Так в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208ФЗ целый раздел VII посвящен общему собранию акционеров, в том числе порядку принятия и оформления решения такого собрания, признанию решения недействительным. Этот же нормативный акт говорит и еще об одном решении собрания – решении Совета директоров (Наблюдательного совета) акционерного общества (п. 3 ст. 68 и др.).

Целый комплекс статей, посвященных проведению общего собрания участников, принятию им решений и их обжалованию содержится и в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14ФЗ (ст. 3339 и др.).

Решениям собраний посвящены положения об осуществлении управления и в других юридических лицах – товариществах собственников жилья (ст. 144, 146 ЖК РФ), потребительских обществах, сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативах и др.

Следует отметить, что собрания проводятся и в других сферах. Которые непосредственно не связаны с управлением юридическим лицом, например общее собрание конкурсных кредиторов в рамках процедур несостоятельности (банкротства, общее собрание работников (ст. 384 ТК РФ), общее собрание собственников земельного участка сельскохозяйственного назначения, общее собрание собственников квартир в многоквартирном жилом доме (ст. 46 ЖК РФ).

Кроме того, фактически возникают и иные ситуации, когда проводятся общие собрания, хотя закон прямо и не говорит о них, например, собрания участников общей долевой собственности по вопросам владения, пользования и распоряжения общим имуществом, общие собрания соавторов по вопросам совместного использования произведений науки, литературы и искусства и т.д.

Что касается созыва и проведения собрания, то под созывом собрания понимается порядок созыва, предусмотренный законом и Уставом (кто созывает, уведомления, внесение предложений в повестку дня общего собрания участников, ознакомление участников с информацией и материалами при подготовке общего собрания). Само же собрание – это порядок его ведения (регламент, положение, повестка), в соответствии с Уставом.

Действующее корпоративное законодательство содержит большое количество процедурных норм, регулирующих порядок подготовки, созыва и проведения общих собраний. Эти нормы имеют важное значение с точки зрения обеспечения прав акционеров (участников) на участие в управлении обществом. Рассмотрим некоторые из законодательных положений.

В акционерном обществе по общему правилу подготовкой и созывом общего собрания занимается совет директоров (пп. 3, 4 п. 1 ст. 65 Закона об АО), и только если этот орган не образуется, его полномочия, связанные с организацией работы общего собрания, передаются исполнительным органам. В обществе с ограниченной ответственностью, напротив, функции по подготовке и проведению общих собраний участников возлагаются на исполнительные органы, если уставом эти вопросы не отнесены к компетенции совета директоров (п. 2 ст. 32 Закона об ООО).

Что касается порядка созыва собрания кредиторов, то согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127ФЗ, то необходимо отметить, что собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов и одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

В требовании о проведении собрания кредиторов должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку собрания кредиторов. Арбитражный управляющий не вправе вносить изменения в формулировки вопросов повестки собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов.

Особенностью регулирования порядка принятия решений общим собранием акционеров является вытекающее из смысла п. 2 ст. 49 Закона об АО положение о том, что уставом АО не может быть расширен круг вопросов, решения по которым могут быть приняты квалифицированным большинством голосов. Напротив, для общества с ограниченной ответственностью установлено правило о возможности расширения в его уставе перечня вопросов, решения по которым могут быть приняты квалифицированным большинством голосов участников или единогласно (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Особенностью акционерных обществ с числом акционеров владельцев голосующих акций более 100 является обязательное создание счетной комиссии, состав которой утверждается общим собранием. В обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, ему может быть поручено выполнение функций счетной комиссии. В обществе с числом акционеров владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии обязательно должен выполнять регистратор.